Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
(XLV,
69) Ввиду всего этого, из трех указанных вначале видов государственного
устройства, по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но самое
царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного
смешения трех наилучших видов государственного устройства[1].
Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы
одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые
дела были предоставлены суждению
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 33
и воле народа. Такому устройству, прежде всего, свойственно,
так сказать, [великое] равенство, без которого свободные люди едва ли могут
долго обходиться, затем–прочность, так как виды государственного устройства,
упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность,–
вследствие чего царь оказывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой
толпой,– и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются
новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном
устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой
порочности первенствующих людей. И действительно, нет причины для перемен там,
где положение каждого прочно и ему некуда сорваться и свалиться[2].
(XLVI,
70) Но я боюсь, Лелий и вы, мои лучшие и просвещенные друзья, что моя беседа,
если я и долее буду заниматься этими вопросами, покажется вам словами как бы
наставника и учителя, а не человека, рассматривающего вопрос вместе с вами. Поэтому
я приступлю к тому, что известно всем и уже давно нас занимает. Ведь я полагаю,
думаю, утверждаю, что из всех государств ни одно – ни по своим основам, ни по
распределению власти, ни по своему внутреннему укладу. И вот, так как вы
пожелали услышать и от меня то, что и сами хорошо знали, я, с вашего
позволения, опишу вам особенности этого государственного устройства, докажу,
что оно – наилучшее, и, представив как образец наше государство, отнесу к нему,
если сумею, всю свою речь о наилучшем государственном устройстве, которую мне
предстоит произнести. И если мне удастся последовательно рассмотреть этот вопрос,
то задачу, которую Лелий на меня возложил, я, думается мне, выполню с лихвой.
(XLVII,
71) ЛЕЛИЙ.– Задача эта тебе, Сципион,
по силам, и притом одному тебе. В самом деле, кто мог бы лучше тебя говорить об
установлениях предков, когда ты сам происходишь от прославленных предков?[3]
Или о наилучшем государственном устройстве? Ведь если у нас таковое
существует (впрочем, именно в настоящее время его нет), то кто мог бы занять
более выдающееся положение, чем ты? Или о решениях, которые надо будет
принимать? Ведь именно ты, дважды отвратив от нашего города страшную опасность[4],
проявил свою способность предвидеть будущее.