Предыдущий | Оглавление | Следующий

Б. В. Спекторский

Спекторский Евгений Васильевич (1875–1951)[1] – социальный философ, правовед, теоретик культуры.

В 1898 г. окончил Варшавский университет, в 1901–1903 гг. был в научной командировке в университетах Парижа, Берлина, Гёттингена и Гейдельберга. С 1913 г. – профессор Киевского университета, в 1918 г. избран деканом юридического факультета, затем ректором этого университета. В начале 1920 г. эмигрировал. В Югославии был профессором Белградского, затем Люблянского университетов. С 1947 г. до кончины – профессор Св. Владимирской православной духовной академии в Нью-Йорке.

В начале своего творческого пути Е. В. Спекторский находился под влиянием позитивной социологии, но впоследствии, работая над

История философии права. Под ред. Керимова Д. А.  – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.545

проблемой надежной философской опоры для своих методологических рассуждений, оказался под воздействием неокантианства, которое, однако, вскоре преодолел и перешел от отвлеченной гносеологии к генетическому исследованию проблем науки Благодаря этому прежняя методологическая проблема превратилась у Спекторского в проблему историческую – понять психологические социальные условия, которые вызвали к жизни идею социальной физики

Одной из наиболее важных работ Спекторского является «Проблемы социальной физики в XVII веке» (Т. I Варшава, 1910, Т. 2 Киев, 1917). В ней детально анализируются «моральные» и «физические» мировоззрения XVII столетия, прослеживаются их взаимовлияние и концептуальные взаимозаимствования Спекторский показывает, что идеалы механического объяснения рассматривались мыслителями того времени как универсальные, приложимые и к социальной сфере. Ряд его работ посвящен семантике общественных наук, под которой он понимал историко-генетический анализ их терминов и понятий, а также историю социальных идей В 1925 г. в Праге Спекторский опубликовал книгу «Христианство и культура», в которой обосновал положительное значение христианства для философии, науки, искусства, для развития права и государства, для укрепления идеи личности

Соглашаясь с Лейбницем в том, что между юриспруденцией и богословием много общего, Спекторский отмечал следующее право может быть еще и предметом почитания, так как у него есть свой миф (учение об источниках права), свой догмат (юридическая догматика) и свой обряд (процессуальные формы) Юридическая культура не только существовала, но и процветала задолго до рождества Христова, охватывая не только человеческий, но и божественный промысел и вполне оправдывая данное впоследствии Ульпианом определение юриспруденции как «познания божеских и человеческих вещей».

Спекторский был убежден, что христианство может и должно внести свое мировоззрение в правовую культуру и тем самым не только удерживать юриспруденцию от падения, но и способствовать ее развитию и совершенствованию Объективное право для него – это основная проблема всякой философии права, всякой юридической теории, которая состоит в выяснении того, существует ли действительно такой объективный правовой критерий, который не является случайным порождением воли людей Спекторский придерживался взгляда, что христианская философия права, свободная как от преклонения перед отдельным лицом и отдельной вещью, так и от «публично-правного идолопоклонства перед государством» может решить задачу отношений между людьми на основе нравственных принципов и моральных отношений

Главной проблемой философии права, и вообще всякой юридической теории, Спекторский считал вопрос о природе объективного права Он состоит в том, существует ли в действительности такой объективный правовой критерий, который не является случайным порождением умозрения, воли людей или даже произвола, меняющегося в зависимости

История философии права. Под ред. Керимова Д. А.  – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.546

от преходящих обстоятельств «Если за объективность физических законов ручается порядок природы, то при беспорядке человеческих отношений что может ручаться за объективность юридических законов? На что должны опереться те, которые не только судят или судятся по законам, но хотели бы еще и судить о законах?» – ставит вопросы Спекторский. В общем смысле эти вопросы, по его оценке, являются глубоко философскими, предполагая более фундаментальную проблему существует ли в мире нравственный порядок, и если да, то в чем его сущность и чем он обеспечивается? Эту проблему русский правовед связывает с вопросом о естественном праве, историческому исследованию которого в своей работе «Христианство и культура» он уделял большое внимание.

Предыдущий | Оглавление | Следующий



[1] Основные сочинения Е. В. Спекторского: Очерки по философии общественных наук. Вып I. Варшава, 1907; Понятие общества в античном мире: Этюд по семантике обществоведения Варшава, 1911; Номинализм и реализм в общественных науках. М., 1915; Государство. Пг., 1918; Христианство и культура. Прага, 1925; Либерализм Любляна, 1935.










Главная| Контакты | Заказать | Рефераты
 
Каталог Boom.by rating all.by

Карта сайта | Карта сайта ч.2 | KURSACH.COM © 2004 - 2011.