Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – философ,
историк, правовед, публицист и общественный деятель.
Учился на юридическом факультете Московского университета,
где слушал лекции Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина, П. Г.
Редкина и др. К этому времени относится его увлечение философией Гегеля,
сыгравшей значительную роль в формировании его мировоззрения. Хотя с годами
отношение Б. Н. Чичерина к Гегелю претерпевало определенные изменения, он тем
не менее постоянно ориентировался на основные философско-методологические
положения немецкого мыслителя. В 1853 г. Чичерин представляет магистерскую
диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке». Во второй половине 50-х годов публикует ряд статей на
историко-юридические темы («Опыты по истории русского права», 1858; «Очерки
Англии и Франции», 1858, и др.) В 60-е годы выходит его работа «О народном
представительстве» и готовится «Курс государственной науки». В этих, а также
других работах Чичерин разрабатывает основы политического либерализма [1].
1861–1867 гг. – профессор Московского университета. 1882–1883 гг. – Московский
городской глава.
История философии права. Под
ред. Керимова Д. А. – СПб.,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.411
Чичерин был склонен к «систематизму», как о нем отозвался С.
Трубецкой. Сфера интересов Чичерина была достаточно обширна и глубока во всех
областях знания, в том числе и в естественных науках – в математике, физике,
астрономии. В молодости Чичерин пережил глубокий религиозный кризис, из которого
далеко не сразу вышел.
В своем философском развитии Чичерин проделал значительную
эволюцию, хотя всегда имел своими научными ориентирами труды классиков немецкой
философии: Канта, Шеллинга, но прежде всего – Гегеля. Чичерина традиционно
относят к числу русских гегельянцев. Действительно, он очень рано познакомился
с сочинениями Гегеля и находился под большим влиянием его идей. «Я убежден,
что, кто не усвоил вполне Логики Гегеля, тот никогда не будет философом», –
писал он. Однако вполне «правоверным» гегельянцем русский философ никогда не
был, на что, в частности, обращал внимание С. Трубецкой, говоря, что Чичерин
«больше расходится с Гегелем, чем сам это предполагает». Так, под влиянием идей
трансцендентального идеализма в духе Канта и Фихте Чичерин отказался от одной
из коренных идей Гегеля – об Абсолюте в процессе его развития, к которой он,
правда, вернулся после пережитого духовного перелома, но уже трактовал ее
по-своему: «Я понял, – пишет Чичерин, – что если дух есть конечная форма
абсолютного, то он есть и форма начальная – никогда не оскудевающая, всемогущая
сила, источник всего сущего» [2].
Чичерин всегда стремился к переосмыслению гегелевской
философии. Знаменитую гегелевскую триаду (тезис-антитезис-синтез) он заменяет
четырехчленом: а) единство, содержащее в непосредственной слитности общее и
частное; b) и с) распад
единства на отвлеченное общее и частное и d) высшее и конечное единство обоих [3].
Этой схемы он придерживался во всех своих философских построениях. Наиболее ярко
это выражено в книге «Положительная философия и единство науки», где русский
ученый стремился показать единство законов разума и законов бытия. В ряде
существенных, основополагающих пунктов своего учения Чичерин настолько далеко
отходит от Гегеля, что следовало бы изучать Чичерина не в том, в чем он следует
Гегелю, а скорее в том, в чем он расходится с ним [4].
Наиболее существенными моментами, определяющими расхождение с философией
немецкого мыслителя, являются проблема Абсолюта и проблема человека.
Для Чичерина «полнота» бытия Абсолюта – есть не конечный, а
начальный момент философствования: «...нельзя начинать с крайнего отвлечения
чистого бытия». Первоначальное единство становится основой всего сущего или
производящей причиной, – оно есть «субстанция» [5].
Чичерин, таким образом, возвращается к признанию трансцен-
История философии права. Под
ред. Керимова Д. А. – СПб.,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.412
дентальности Абсолюта, – ив этом решительно расходится с
Гегелем и сближается с Кантом и даже с докантовской метафизикой.
Чичерин без колебаний отождествляет метафизическое понятие
Абсолюта с религиозным понятием Божества. «Абсолютные начала бытия, –
утверждает Чичерин, – не могут быть поняты только как отвлеченная категория» [6].
Таким образом, учение об Абсолюте у него переходит в религиозное учение, в
учение о Творце мира и Промыслителе.
В этике Чичерин также ближе к Канту, чем к Гегелю, поскольку
признает абсолютное значение личности и учит о «метафизической сущности»
человека. Поэтому и учение о свободе связано у него с понятием личности. Смысл
свободы человека, реальность которой категорически утверждается
непосредственным чувством, заключается в возможности для человека «возвышаться
к сознанию безусловной своей сущности и тем самым – к сознанию своей независимости
от чего бы то ни было, кроме самого себя. Человек может считаться свободным
единственно вследствие того, что он носит в себе абсолютное начало» [7].
Но поскольку все абсолютное, по Чичерину, разумно, то
источник свободы все же коренится не в самом абсолютном начале непосредственно,
так как «свобода предполагает возможность уклоняться от закона», т.е. разума.
Вследствие этого Чичерин приходит к объяснению свободы из того, что в человеке
присутствуют два противоположных начала – бесконечное и конечное.
«Последовательный спиритуализм, – говорит Чичерин, – неизбежно ведет к
детерминизму, к отрицанию свободы». Лишь присутствие «низшей» природы дает
возможность проявления свободы, лишь наличность чувственной стороны в человеке
раскрывает тайну свободы в сверхчувственном начале в человеке. Но то же самое
начало свободы, которое вытекает из противоположности сверхчувственного и
чувственного начала в человеке, защищает личность от поглощения ее обществом и
государством. И здесь момент персонализма совершенно отчетливо отличает
Чичерина от Гегеля.
Исходя из этих посылок, Чичерин развивает учение о свободной
воле, которое важно для понимания как права, так и самой личности. Основная
идея этого учения сводится к тому, что разумный субъект способен отвлечь себя
от всех относительных определений, т.е. способен к полной неопределенности, он
способен «полагать определения, то есть от безусловной неопределенности
переходить к самоопределению»; разумное существо способно в то же время
«оставаться самим собою, т.е. сохранять всегда возможность от всякого
определения снова перейти к безусловной неопределенности» [8].
Главной заслугой Чичерина в истории русской философии права
была защита свободы личности. Учение Чичерина о личности определялось
История философии права. Под
ред. Керимова Д. А. – СПб.,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.413
преимущественно его этическими взглядами: «Личность не
только мимолетное явление, а известная, пребывающая сущность, которая признает
своими вытекающие из нее действия – в прошедшем и будущем. Но этим самым
личность определяется как метафизическое начало. Права и обязанности личности
превращаются в чистейшую бессмыслицу, если мы не признаем единства личности,
если она сводится для нас к ряду меняющихся состояний. Личность есть сущность
единичная. Это не общая сущность, разлитая во многих особах, а сущность, сосредоточенная
в себе и отдельная от других, как самостоятельный центр силы и деятельности» [9].
В основе всех теоретических построений Чичерина о сущности
личности лежит признание того, что в человеке есть «абсолютное начало»:
«...человек, по природе своей, есть существо сверхчувственное, или
метафизическое, и как таковое, имеет цену само по себе и не должно быть
обращено в простое орудие. Именно это сознание служит движущей пружиной всего
развития человеческих обществ. Из него рождается идея права, которая,
расширяясь более и более, приобретает, наконец, неоспоримое господство над
умами» [10].
Вместе с тем, твердо защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею
«порядка» и сознательно отстаивал твердую власть, решительно и резко осуждая
все проявления революционных и русофобских настроений.
Человеку как личности присуще неотъемлемое стремление к общению
с другими людьми при непрерывном расширении своей свободы. Из этого вырастает
принцип права, которое Чичерин определял как взаимное ограничение свободы под
общим законом.
Чичерин в своих работах выступает против смешения права и
нравственности, за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя
юридический закон и нравственный закон имеют общий источник – признание
человеческой личности. «Право, – отмечал он, – не есть только низшая ступень
нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а
самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека.
Эти корни лежат в потребностях человеческого общежития» [11].
Нравственность служит иногда дополнением праву, и где норм юридического закона
оказывается недостаточно, «нравственность может требовать совершения действий
по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих
юридической силы» [12].
При этом Чичерин специально подчеркивал, что право, в отличие от
нравственности, есть прежде всего начало принудительное.
В понятии права Чичерин выделял два вида (значения) права:
субъективное и объективное. «Субъективное право определяется как нравственная
возможность, или иначе, как законная свобода что-либо делать или требовать.
Объективное право есть самый закон, опреде-
История философии права. Под
ред. Керимова Д. А. – СПб.,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С.414
ляющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее
определение: право есть свобода, определяемая законом» [13].
Поскольку в обоих случаях речь идет не о внутренней свободе
воли, а только о внешней свободе, проявляющейся в действиях, постольку,
уточняет Чичерин, «право есть внешняя свобода человека, определяемая общим
законом» [14]. Таким
образом, под правом в данном определении он понимал прежде всего позитивное
право, юридический закон – действующие нормы права.
Чичерин различал положительное право (позитивный закон) и
естественное право, которое оказывает влияние на первое. «Положительное право
развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного
значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда
рождается понятие о праве естественном, в противоположность положительному. Это
– не действующий, а потому принудительный закон, система общих юридических
норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и
руководством для положительного законодательства. Она и составляет содержание
философии права» [15].
В отношении прирожденных, неотчуждаемых прав человека Чичерин
идет вслед за Кантом, который утверждал, что прирожденное человеку право только
одно, а именно – свобода: все остальное заключено в ней и из нее вытекает;
правда, Чичерин рассматривает человеческую свободу как явление историческое, а
не природное, т.е. это гражданская свобода, подчиненная общему закону.
Признание человека свободным лицом Чичерин характеризует как величайший шаг в
историческом движении гражданской жизни и достижение той ступени, когда
гражданский порядок становится истинно человеческим. Права личности может
обеспечить лишь сильная государственная власть. Отсюда – важнейший вывод
философии права Чичерина: «Либеральные меры и сильная власть».
Философские и политико-правовые идеи оказали большое влияние
на развитие отечественной правовой мысли. В его работах мы находим целостное
философско-правовое учение, построенное как система научной метафизики, на
основе методологии, преодолевавшей, с одной стороны, позитивистские и
эмпирические теории, с другой – мистицизм подхода иррационалистических теорий XIX в. (Шопенгауэр, Ницше).
[1] Основные сочинения Б. Н. Чичерина· Несколько современных вопросов. М., 1862; Мистицизм в науке. М., 1880; Собственность и государство. Ч. 1–2. М., 1882–1883; История политических учений. Ч. 1–5. М., 1869–1902; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Основания логики и метафизики. М., 1894; Курс государственной науки. Ч. I 3 Μ , 1894–1898; О народном представительстве. М., 1899; Философия права. М., 1900; Наука и религия. Μ , 1901; Вопросы политики. М., 1903; Вопросы философии М , 1904; Воспоминания М., 1991.
[2] Чичерин Б. Н. Воспоминания. С. 147–148.
[3] Чичерин Б. Н. Наука и религия. 2-е изд. М., 1901 С. 62.
[4] Зеньковский В. В. История русской философии. Т.II. Ч. 1. Л., 1991. С. 159.
[5] Чичерин Б Н. Наука и религия С. 62.
[6] Чичерин Б. Н. Наука и религия. С. 98.
[7] Чичерин Б. Н. Наука и религия. С. 122
[8] Чичерин Б. Н. Мистицизм в науке. М., 1880 С. 51.
[9] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 54.
[10] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 55-56.
[11] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 89.
[12] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 91.
[13] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 84.
[14] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 84.
[15] Чичерин Б. Н. Философия права. М, 1900. С. 94.