Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Развитие философии права в эпоху Нового времени, с XVI по XIX в., составило всеобщую
концептуальную основу правовых учений нашего времени. Наряду с положениями,
отражающими историческое своеобразие эпохи и особенности национального
самосознания европейских народов, важнейшее содержание философии права и
философии истории Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ш. Монтескье,
Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля имеет всеобщее значение.
Новое время было эпохой нарождающегося промышленного
переворота, когда машина, механизм начинают определять лицо общественного
производства. От науки теперь ждут не только и не столько открытия вечных
истин, сколько решения практических задач, направленных на покорение природы и
совершенствование средств производства. В науке утверждается культ знаний и
разума, общество становится объектом прагматического отношения. Основным
лозунгом эпохи стал решительный разрыв с авторитетами и традициями, довлевшими
над Средневековьем. Все общественное устройство, право, наука и сам человек
должны быть преобразованы, исходя из требований разума.
Эпоху Нового времени открывают великие географические
открытия, изменившие политическую карту мира и буквально взорвавшие экономику Западной
Европы, что послужило толчком к развитию капиталистических отношений и новых
политических идей. Политическая история Нового времени отмечена такими
эпохальными событиями, как антифеодальные буржуазные революции в Нидерландах и
Англии, Тридцатилетняя война и, в завершение эпохи, – Великая французская
революция с ее идеалами всеобщей свободы, равенства и братства всех людей.
Наука Нового времени характеризуется повышенным вниманием к
проблемам метода построения научного знания, к проблемам надежности источников
познания и достоверности его результатов. Идеалом научного знания была
внутренне непротиворечивая теория, опирающаяся на чувственный опыт
(эмпирическая линия в философии Нового
История философии права. Под
ред. Керимова Д. А. – СПб., Санкт-Петербургский
университет МВД России, 1998. С.78
времени) или на самоочевидные врожденные идеи разума
(рационалистическая линия). Наиболее разработанной наукой, ближе всего
подходившей к такого рода идеалу, была механика. Ее влияние на стиль мышления в
ту эпоху был необычайно велик. Последовательно механистическое мировоззрение
получило свое воплощение прежде всего в философских и научных системах
эмпиризма. Метод мышления эпохи Нового времени принято обозначать как
метафизический метод. Мир для мыслителя-метафизика представал в первую очередь
как совокупность, агрегат различных явлений, которые он был неспособен свести к
единому всеобщему основанию.
Механистическое мировоззрение нашло свое выражение в
атомарной концепции общества Гоббса и Локка, а метафизический метод мышления –
в теории естественного права, которое трактовалось как вечная, неизменная
сущность, независящая от воли и разума людей. Теория естественного права стала
господствующей в эпоху Нового времени.