Оглавление | Следующий

ВВЕДЕНИЕ

Политическая и правовая идеология анархизма, находящаяся всегда в большей или меньшей степени оппозиционности по отношению к любой государственной власти, как правило гонимая и преследуемая властями, тем не менее занимает видное место в истории политической и правовой мысли XIXXX вв. Формирование и развитие идей анархизма в мире во многом связано с эволюцией анархизма в России и странах бывшего СССР. В этом смысле приоритет российской политической и правовой мысли общеизвестен. Не подлежит сомнению мировое значение творчества М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и видных теоретиков анархизма первой трети XX в.

Тоталитарные режимы XX в. в России, в Германии, в других странах много сделали для того, чтобы максимально стереть из общественной памяти следы анархической мысли, пресечь развитие анархизма, изолировать и уничтожить его теоретиков. Отчасти это удалось, что весьма затрудняет работу исследователя по реставрации панорамы политической и правовой мысли, особенно XX в. Тем не менее такая работа неизбежна и необходима для устранения имеющихся пробелов в истории идей, препятствующих развитию науки, и осмысления впервые ставших доступными для исследователей новых исторических материалов, наконец, для осознания некоторых современных процессов в политической и правовой реальности, в общественном сознании, имеющих аналоги в предшествующей истории XIX-XX вв.

Существование анархизма как политического движения и идеологии на протяжении последних двух столетий во всех развитых странах мира, во многих развивающихся странах, возрождение его в России и других странах бывшего СССР и Восточной Европы, активная роль анархизма в различных политических событиях периода кризиса общества, определённый, возникающий в общественном сознании периода радикальных реформ резонанс с анархической критикой тоталитаризма и государственности в целом – всё это свидетельствует об актуальности изучения феномена анархизма, его природы, форм, значения. Объективное исследование такого неоднозначного и многовариантного явления как современный анархизм, в частности в России, странах СНГ, требует комплексного "прострельного" изучения истории идей анархизма в России и СССР, особенно в XIX – первой трети XX вв.

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.3

Актуальность темы определяется и современной злободневностью проблем, традиционно составлявших объект теории анархизма, и по которым с ним велись острые дискуссии (проблемы свободы личности, отчуждения от власти и собственности, критика бюрократизма, соотношение права и закона, политического и неполитического управления, вопросы федерализма, самоуправления, автономии, сфер и границ общественного и государственного регулирования социальных отношений, прогнозирование перспектив эволюции политической системы и права, формы государственных образований в масштабах Европы и планеты и т.д.).

Проблемы анархического сознания заслуживают внимания в настоящее время и в связи с нарастанием элементов хаоса в социальных, политических, правовых системах локального и мирового уровня в условиях распада бывшего СССР, глобального перераспределения сил в масштабах Евразии и планеты в целом, поскольку феномен анархизма обнаруживает определенную связь с явлениями хаоса. Существенная активизация анархического сознания – один из признаков наступления нового исторического периода хаоса.

Научный интерес представляет и анархическая критика государственности в связи с осмыслением оптимальных форм и пределов государственного регулирования общественных отношений. Опыт XX в. с его бесчеловечными мировыми войнами, тоталитарными государствами и массовыми репрессиями, наличием у многих государств разнообразного оружия массового уничтожения людей и всего живого на планете, отчётливо показал негативные черты государственной власти, выходящей из-под контроля общества и из правового пространства. Такая неправовая государственная власть становится опасной для самого существования общества, особенно, учитывая современный уровень и перспективы научно-технического развития и разрушительные возможности уже созданного и грядущего оружия.

Поставив перед собой научно-познавательную цель исследования теории анархизма как исторически определенного и эволюционирующего типа политического сознания в России XIXXX вв. и в бывшем СССР, внутренне дифференцированного на ряд течений, объединенных в исторические идейные комплексы (классический и постклассический анархизм), автор рассчитывает на определенное продвижение в научном познании анархизма как развивающегося и многовариантного типа общественного политического сознания, в объяснении и прошо-

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.4

зировании возможностей эволюции этого явления современной политической жизни и идеологии. Реализации целей работы служат основные ее задачи: 1) рассмотреть методологические аспекты исследования анархического сознания как типа политического сознания, его онтологические основы и функции, структуру и эволюцию; 2) проанализировать политические и правовые идеи таких крупнейших представителей классического анархизма, как M А. Бакунин и П.А. Кропоткин, особенности и современное значение их учений о государстве и праве; 3) ввести в научный оборот ряд ранее неизвестных источников по истории политической и правовой мысли XIXXX вв.; 4) расширить круг имен крупных теоретиков анархизма XX в. в России, творчество которых в значительной мере относится к периоду после 1917 г.; 5) исследовать основные проблемы, концепции политической и правовой теории постклассического анархизма первой трети XX в.; 6) выделить основные черты и тенденции формирующейся теории современного анархизма в странах бывшего СССР (конец 1980-х начало 1990-х гг.).

Необходимо отметить, что региональные рамки в ряде отношений оказываются шире указанных, поскольку рассматриваются идеи, формировавшиеся не только в условиях России и бывшего СССР, но и других стран (периоды эмиграции мыслителей, публикации в зарубежных изданиях и т.д.). Учитывается и тесная связь, диалектика региональных и планетарных процессов, происходящих в политическом и правовом сознании, наличие всемирно-исторических закономерностей и региональных особенностей их проявления, определенной конкретно-исторической специфики общественного сознания.

* * *

Изучение истории и теории анархизма ведется с конца XIX в. Исследование темы пережило длительную эволюцию, без которой трудно понять сложившиеся стереотипы и историческую смену точек зрения разных поколений исследователей. Эта эволюция тесно связана с социально-экономическим развитием и политической историей общества. Целесообразно выделить следующие относительно самостоятельные этапы в исследовании данной проблемы: 1) с конца XIX в. до 1917 г. (начало изучения темы и постепенное расширение источниковой базы); 2) 1917 г. – начало 1930-х гг., (создание источниковой основы и начало широкого и углубленного*1 исследования анархизма XIX в.); 3) середина 1930-х – середина 1950-х гг. (резкое сужение и идеологическая

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.5

трансформация тематики исследований, формирование догматических стереотипов тоталитарного сознания); 4) вторая половина 1950-х – конец 1960-х гг. (постепенное расширение предмета специальных исследований и начало отхода от сформировавшихся идеологических шаблонов); 5) начало 1970-х – конец 1980-х гг. (разработка новых исторических пластов и новых аспектов изучения объекта исследования, введение в научный оборот неизвестных источников, медленный отказ от идеологических штампов и постепенный выход на мировой уровень исследования темы). Примерно с 1988 г. начался новый этап в исследовании данной проблематики. Для него характерны: активное расширение источниковой базы, критическое переосмысление прежних идеологических стереотипов, формирование новых подходов, многоплановая и комплексная разработка темы.

К отмеченным идеологическим стереотипам, сложившимся в советской литературе с 1930-х гг., можно отнести: упрощенную трактовку социально-экономической природы анархизма; смешение типа политического сознания с теоретически зрелой его формой или политическим движением; ограничение анархического сознания узкими хронологическими рамками; недифференцированное рассмотрение анархизма как одного из течеи»й политической мысли, а не тина политического сознания, имеющего широкий спектр течений; недооценку роли политических репрессий в эволюции и кризисе анархизма в 1920-х гг.; трактовку анархизма как системы неизменных и исключительно ошибочных положений. В действительности, анархизм более сложное, неоднозначное и эволюционирующее явление.

Долгое время исследование теории анархизма в России сводилось преимущественно к изучению бакунизма. В последние годы, особенно в связи со 150-летним юбилеем П.А. Кропоткина (декабрь 1992 г.), развернулось специальное исследование обширного творческого наследия этого мыслителя и некоторых других теоретиков анархизма. В этом непропорциональном и одностороннем внимании исследователей проявились выдающаяся роль М.А. Бакунина в истории отечественной и мировой политической мысли и некоторые идеологические шаблоны. При этом оставался неизвестным или игнорировался высокий уровень развития политической и правовой теории анархизма в России в 1920-х гг. и значительно недооценивалось учение П.А. Кропоткина, занимающее центральное место в эволюции российского анархизма XIX-XX вв. Политический и идеологический смысл такой деформации и недомолвок очевиден — ранние, менее рафинированные формы теоретического анархического сознания, как правило, более просты, легче и убедительнее критикуемы как несоответствующие современным условиям.

В недооценке послебакунинского периода развития анархизма проявились и политические причины. Существенные пробелы в истории первой трети XX в., особенно 1917-1920-х гг., непосредственно связаны с политическими репрессиями в СССР в 1920-х – 1930-х гг. (в том числе в отношении ряда крупных теоретиков анархизма). С 1930-х гг. их имена "замалчивались", а многие их произведения и ряд периодических изданий были запрещены в СССР. В связи с этим огромное количество анархической литературы было утрачено и многие издания в настоящее время представляют большую библиографическую редкость.

Диспропорции в количестве работ, посвященных раннему, бакунинскому анархизму и анархизму более позднему, в определенной мере связаны со степенью разработки вопросов. В конце 1890-х – начале 1930-х гг. появились многотомные работы М. Неттлау, А.А. Корнилова, В.П. Полонского и Ю.М. Стеклова, посвященные M А. Бакунину. Эти и некоторые другие исследования заложили солидный фундамент для научной разработки проблем анархизма. Кроме того, М. Неттлау, Дж. Гильом, Ю.М. Стеклов, В.П. Полонский и группа "Голос Труда" в начале XX в. – середине 1930-х гг. издали основные произведения Бакунина (только в СССР в 1919 – 1930-х гг. в трех изданиях напечатано двенадцать томов его произведений). Жизнь и творческое наследие ни одного другого теоретика анархизма не были так обстоятельно изложены уже к 1930-м гг. (хотя, например, политико-правовые аспекты его учения оставались во многом неисследованными). Эти многотомные работы, естественно, облегчали последующим авторам изучение бакунизма, но почти не содержали материала о более поздних теориях анархизма. Кроме того, историки 1920-х гг., являясь современниками динамично развивающихся событий, не могли объективно оценить и соизмерить уровень, значение, соотношение и т.д. идей, теорий разных этапов эволюции анархизма. Для всестороннего обзора и восприятия явления в его целостности необходимы были определенная историческая дистанция и завершение цикла развития данного явления общественного сознания. Однако позднее, когда эти условия уже существовали, отсутствовали необходимые политические условия (репрессированы мыслители, запрещены многие их произведе-

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.7

ния). Лишь в 1980-х гг. накануне распада СССР начали складываться необходимые предпосылки для объективного исследования обширного, ранее неизвестного в науке слоя общественного сознания – анархизма конца XIX в. – 1920-х гг.

Остановимся кратко на общих чертах выделенных этапов, сложившихся в литературе аспектах исследования анархизма, степени разработанности темы и основных тенденциях ее изучения.

В конце XIX в. появились первые крупные работы М. Неттлау – его библиография анархии и трехтомная рукописная биография М.А. Бакунина, размноженная литографическим способом тиражом 50 экземпляров для крупнейших библиотек мира.[1] Позднее М. Неттлау опубликовал серию книг по истории анархического движения в Европе,[2] однако он специально не исследовал историю анархизма в России, особенно период 1917—1920-х гг. Даже в обзорном порядке он не упоминал многих крупных теоретиков анархизма этого периода[3]. Тем не менее, работы Неттлау оставили значительный след в исследовании истории революционного движения и анархизма.

С точки зрения характеристики политических и правовых идей анархизма наибольшую ценность из многочисленной переводной литературы, появившейся в 1905-1907 гг., представляли книги немецких ученых либерального направления Р. Штаммлера, П. Эльцбахера, Э.В. Ценкера[4]. Однако, их высокопрофессиональные для своего времени работы имели скудную источниковую базу, исследовали ограниченный круг вопросов общего плана, не ставили своей специальной целью изучение российского политического и правового сознания. Всё же эти исследования выгодно отличались от многих работ последующих периодов незначительной идеологизированностью, стремлением к объективному рассмотрению теории анархизма, привлечением внимания не только к теории М А Бакунина, но и к анархистским идеям П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого. Работы содержали некоторые ценные наблюдения, в частности, впервые в общей форме высказывалась мысль, что ряд теоретиков анархизма различают понятия права и закона.

В менее многочисленной в этот период отечественной литературе появились работы, рассматривающие феномен антигосударственного сознания с позиций разных политических течений: анархизма (ПА Кропоткин, А.А. Боровой, И.С. Книжник и др.), либерализма (Н.Й. Кареев, A.C. Ященко и др.), социал-демократии (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, A.B. Луначарский, И.В. Сталин, A.B. Соколов и др.).

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.8

Мировое научное и культурное значение имел выход в 1915 г. труда известного историка, в то время секретаря ЦК партии конституционных демократов, А.А. Корнилова о жизни, философских и нравственных поисках молодого МЛ. Бакунина и его окружения[5]. Корнилов первым обратился к богатому семейному архиву Бакуниных.

После революции 1917 г. до полного утверждения в СССР тоталитарногорежима появился ряд крупных исследований отечественных авторов о жизни, деятельности и мировоззрении Бакунина. Опирающиеся на солидную источниковую базу, книги А.А. Корнилова,[6] Ю.М. Стеклова[7] и В.П. Полонского[8] внесли определенный вклад в отечественную и мировую науку. Однако эти работы не содержали специального исследования взглядов Бакунина на государство и право. В четырехтомном труде Стеклова анархистские взгляды Бакунина рассматривались сквозь специфически идеологизированную призму видения Октябрьской революции 1917 г. и поиска ее предшественников. Корнилов и Полонский касались преимущественно доанархистского этапа эволюции воззрений Бакунина.

В научно-популярных работах этого периода рассматривались отдельные этапы и группы в анархистском движении (брошюры И.И. Генкина, Б.И. Горева, Л. Сыркина и др.), давался общий популярный очерк его истории с кратким изложением учения анархизма (работы Б.И. Горева, В. Залежского, М. Равич-Черкасского, В. Ягова и др.). Преимущественно полемический и публицистический характер имели работы об анархизме таких теоретиков большевистской партии как Н.И. Бухарин, А. Лозовский (С А. Дридзо), E А. Преображенский, К.Б. Радек и др.

Вслед за работами немецких авторов (Г. Адлера и М. Неттлау), в отечественной литературе появились исследования об идеях анархизма в Древнем мире[9]. Определенное значение имели очерки об экономических, социальных и правовых идеях анархизма[10]. Значительный интерес представляли опубликованные в эти годы коллективные сборники анархистов по истории анархического движения в России и его идеологии[11]. Пожалуй, наиболее серьезными работами анархистов, в которых предпринимались попытки "изнутри" осмыслить феномен анархизма и его историю, были книги А.А. Борового и АЛ. Гордина[12].

Из литературы 1920-х гг. необходимо отметить также коллективный сборник Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, посвященный 50-летию смерти М.А. Бакунина и содержащий некоторые неизвестные материалы[13].

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.9

В период утвердившегося тоталитаризма и режима личной власти И.В. Сталина, исследование темы было прекращено в широком диапазоне аспектов. Оно ограничилось изложением борьбы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина, коммунистической партии с анархизмом. Идеологические стереотипы существенно деформировали изучение темы и приводили даже в случае привлечения отдельных новых материалов к фальсифицированным выводам и апологии. Некоторое оживление в исследовании проблемы наметилось с конца 1940-х гг., когда была защищена серия кандидатских диссертаций по данной теме. В них нашли отражение идеологические штампы и фальсификации эпохи сталинизма[14].

В период постепенного демонтажа тоталитарного режима (со второй половины 1950-х гг.) эволюция тематики и содержания исследования шла по пути расширения круга рассматриваемых проблем, постепенного углубления исследования, повышения критичности к сложившимся идеологическим догмам сталинизма. Процесс десталинизации в общественном сознании проходил неравномерно и противоречиво, с "откатами" назад, выражавшимися, порой, в критике новых тенденций в исследовании, в полемике по поводу некоторых работ, прокладывавших дорогу новым направлениям в изучении темы[15]. Постепенно осмысливая заново теорию марксизма, исследователи пересматривали и критику его классиками политической теории и философии анархизма (работы А.Д. Косичева, С.Н. Канева, Н.С. Прозоровой и др.)[16]. Заметным событием в марксистской историографии темы в начале 1960-х гг. была защита докторской диссертации А.Д. Косичева[17]. Были защищены и кандидатские диссертации юристами по проблемам критики классиками марксизма теории анархизма (диссертации А,Е. Мушкина, С.И. Ерофеева, Д.Д. Котиковой). Начиналось также новое изучение теории революционного народничества, в том числе, его анархического направления (Б.П. Козьмин, Т.Г. Семенкова и др.).

С середины 1960-х гг. советские ученые впервые после 1930-х гг., возвращаются к изучению деятельности и мировоззрения M. А. Бакунина как к самостоятельному объекту исследования[18], а несколько позднее начинается специальное изучение взглядов П.А. Кропоткина[19] и Л.Н. Толстого[20]. Предпринимаются первые попытки с учетом накопленного к этому времени исторического опыта изложить историю анархизма в России[21]. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. появились, исследования по проблемам международного революционного движения, об истории взаимоотношений К. Маркса, Ф. Энгельса с русскими политическими

Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.10

деятелями (книги А.М. Бахтадзе B.C. Итенберга, Р.П. Конюшей и др.), по зарубежной историографии русского революционного народничества (кандидатские диссертации М.Д. Карпачева и M А. Маслина и т.д.), по истории идеологии и движения революционных народников в России (книги В,Ф. Антонова, А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова, Н.М. Пирумовой, М.Г. Седова, H.A. Троицкого и др.). Значительным событием в исследовании темы явился выход монографии ВА. Малинина, в которой были рассмотрены важные проблемы основ философского мировоззрения, социологии, философии истории и теории революции народничества[22]. Рассматривались проблемы эволюции части народничества к марксизму и их соотношения (исследования Е.Р. Ольховского, В А. Твардовской, В.Г. Хороса и др.). Началось исследование такого нового явления в зарубежных странах, получившего развитие в конце 1960-х – начале 1970-х гг., как неоанархизм (книги и брошюры Э.Я. Баталова, В.В. Большакова, А.А. Никитича, Ф.Я. Полянского, С.С. Салычева, Я.Г. Фолегера и др.)[23]. Диссертация Н.В. Пономарева была посвящена отдельным философским аспектам проблемы власти в теории анархизма и максимализма[24]. Наряду с новыми аспектами исследования анархизма продолжалось традиционное для предыдущих периодов изучение истории борьбы коммунистической партии с анархизмом[25].

Оглавление | Следующий



[1] См. Nettlau M. Bibliographie de l'anarchie. Bruxelles, Paris, Stock, 1897; Nettlau M. Michael Bakunin. Eine Biographie. Bd. 1-3. London, 1896-1900.

[2] См., напр.: Nettlau M. Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin. Seine historische Entwicklung in den Jahren 1859-1880, Berlin, 1927.

[3] См.: Неттлау M. Очерки по истории анархических идей и статьи по разным социальным вопросам. Детройт. 1951. Богатый архив М.Неттлау хранится в Международном Институте социальной истории в Амстердаме. В 1970-1980-х годах институт подготовил переиздание шести томов "Истории анархизма" М. Неттлау. См.: Lucassen J. Tracing the past... Amsterdam, 1989, p. 102-103.

[4] См.: Ценкер Э.В. Анархизм. История и критика анархистских учений. М., 1906; Щтаммлер Р. Анархизм. Теория и критика. СПб., 1906; Он же. Теоретические основы анархизма. М., 1906; Он же. Теория анархизма. М., 1906; Эльцбахер П. Сущность анархизма. СПб., 1906.

[5] Корнилов A.A. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915.

[6] Корнилов А.А. Годы странствий Михаила Бакунина. Л.; М., 1925.

[7] Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность (1814-1876). В трех частях. 4.1. (1814-1861). М., 1920; Он же. Интернационал (1864-1914). Изд. 2-е. Ч. 1-2. М., 1921; Он же. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность (1814-1876). Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1-4. М., 1926-1927; Он же. Примечания к изданию: Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. Т. I-FV. М., 1934-1935 (т. I, с. 439-483; т. II, с. 44 1997; т. III, с. 429-568; T.IV, с. 387-622).

[8] Полонский В.П. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). М., 1920; Он же. Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. Т. 1. Бакунин-романтик. M.; JI., 1925. Объявленный издательством второй том – "Бакунин-анархист" не был издан. См. также: Полонский В.П. О литературе. Избр. работы. М-, 1988.

[9] См.: Лурье С.Я. Антифонт, творец древнейшей анархической системы. М., 1925; Он же. Предтечи анархизма. М., 1926.

[10] См.: Святославский В.В. Анархизм, его сущность и учение. Пг., 1917; Он же. Очерки по анархизму. Пб., 1922; Эльцбахер П. Анархизм. Берлин, 1922.

[11] Михаилу Бакунину. 1876-1926. Очерки истории анархического движения в России. Сб. статей под ред. Алексея Борового. М., 1926. В архиве А.А. Борового в РГАЛИ сохранились гранки этого сборника с исправлениями и пометками. См. также: Петр Кропоткин. Сб. статей, посвященный памяти П.А. Кропоткина. Под ред. А. Борового и Н. Лебедева. Пб.; М., 1922.

[12] См.: Боровой А.А. Анархизм. М., 1918; Гордин АЛ. От юридического анархизма к фактическому. М., 1920; Он же. Интериндивидуализм. М., 1922.

[13] Михаил Бакунин. 1876-1926. Неизданные материалы и статьи. М., 1926. В сборнике участвовали М.П. Сажин, Ю.М. Стеклов, В.П. Полонский, Н. Бродский, t M.H. Покровский.

[14] См. кандидатские диссертация Баллера Э.А. (М., 1950), Гасанова Ф.Р. (Баку, 1949), Ибаньеса А.Э.(Киев, 1953), Косичева АД. (М., 1950), Кузиной Л.А. (Л., 1949), Шило С.И. (Киев, 1949), Щепкина A.B. (M., 1954).

[15] См., напр., противоположные по оценкам рецензии на книгу Н.М.Пирумовой (Бакунин, М., 1970) АФ.Смирнова и В.Г. Хороса соответственно в журналах "Коммунист" (1972, Л-Нб) и "Вопросы философии" (1970, № 9). Определенное влияние на развитие научных исследований этого периода оказали книги: Прозорова Н.С. Борьба К. Маркса и Ф. Энгельса против анархизма. Лекции по курсу "История политических учений". М., 1961; Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964.

[16] Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., Форум-М, 1994. - С.310

[17] Косичев А.Д. Развитие Марксом, Энгельсом, Лениным исторического материализма в борьбе с социологическими и философскими концепциями анархизма. ДДФН. М., 1963.

[18] См.: Колпинский Н.Ю. и Твардовская ВЛ. Бакунин в русском и международном освободительном движении //Вопросы истории, 1964, Л/МО; Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. М., 1970; Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма МЛ. Бакунина (Критический очерк). Л., 1969; Иванов В.П. МЛ Бакунин как социолог. ДКФН. М., 1970; Моисеев П.И. Философия в эволюции воззрений МЛ. Бакунина (30-40 и 70-е года XIX века). Иркутск, 1973. Деп. в ИНИОН РАН (деп. 126/73).

[19] См.: Твардовская ВЛ. Предисловие в кн.: Кропоткин МЛ. Записки революционера. М., 1966; Данилов В.Н. Социологические воззрения ПЛ. Кропоткина. ДКФН. М., 1970; Пирумова Н.М. Пётр Алексеевич Кропоткин М., 1972; Старостин Е.В. Источники о жизни и деятельности ПЛ. Кропоткина (Из истории русской общественной мысли конца XIX – начала XX вв.). АДКИН. М., 1972.

[20] См.: Кучина Л.И. Социальная философия Л.Н. Толстого. АДКФН. Л., 1970.

[21] См.: Комин В.В. Анархизм в России. Специальный курс лекций, прочитанный на историческом факультете педагогического института. Калинин, 1969; Канев С.Н. Борьба Коммунистической партии против анархизма (1917-1922 гг.). ДДИН. Л, 1970.

[22] См.: Малинин В.Л. Философия революционного народничества. М., 1972.

[23] По этой же тематике были защищены кандидатские диссертации: Зяблюк М.П. Критика политических теорий современного анархизма. ДКЮН. М., 1974; Коробейников A.A. Концепция "тотального отрицания" в идеологии мелкобуржуазного радикализма. АДКФН. М., 1973; Лисаковская СЛ. Проблема ответственности личности и критика неоанархизма. АДКФН. Киев. 1974; Соколов Ю.В. Особенности идеологии и практики современного анархизма (на материалах США). АДКИН. М., 1973. 24

[24] Пономарёв Н.В. Проблема власти в политической доктрине анархизма и максимализма. АДКФН. Казань, 1974.

[25] См.: Здесенко В.И. Борьба Коммунистической партии против анархо-синдикализма в первый год диктатуры пролетариата (ноябрь 1917-1918 гг.). АДКИН. М.,1974. Корноухое Е.М. Борьба партии большевиков против мелкобуржуазной революционности и авантюризма анархизма в период подготовки и победы Октябрьской революции. АДКИН. М., 1966. Худайкулов М. Борьба Коммунистической партии против анархизма в период становления и упрочения Советской власти (октябрь 1917-1918 гг.). АДКИН. М., 1969. Кстати, последующие исследования М. Худайкулова отличались недобросовестностью и беззастенчивым плагиатом с нескольких известных работ по истории анархизма.










Главная| Контакты | Заказать | Рефераты
 
Каталог Boom.by rating all.by

Карта сайта | Карта сайта ч.2 | KURSACH.COM © 2004 - 2011.