Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
1. Позитивное право проходит сложное историческое развитие. Его содержание, а следовательно, объем и характер используемых в обществе свойств, потенций на различных этапах развития общества неодинаковы.
И вот как раз здесь нужно исходить из двух «ипостасей» права. Выступая в качестве объективированного институционного образования (писаного права), оно в то же время представляет собой явление духовной жизни общества, содержит
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.127
критерии поведения людей, суждения о ценностях и в этой плоскости может быть охарактеризовано в виде духовно-интеллектуального фактора. А отсюда вытекает существенный вывод концептуального характера: суть права не сводится к одним лишь его свойствам и особенностям как писаного права — институционного образования. Важнейшие сущностные черты права заключены во втором его «измерении», когда оно существует и действует в качестве духовного фактора. Именно с этой стороны право воспринимает ценности и достижения культуры, гуманитарные идеалы, моральные критерии, суждения о ценностях, прежде всего требования естественного права, права человека. Каков уровень выражения в праве духовных, гуманитарных начал?
При ответе на этот вопрос нужен последовательно исторический подход. На различных этапах развития общества духовные, гуманитарные начала выступают в различных обли-чиях.
С этой точки зрения могут быть выделены ступени позитивного права, стадии его «восхождения», когда с переходом со ступеньки на ступеньку растут и крепнут заложенные в праве потенции, естественно-правовые, гуманитарные начала.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что центральный пункт отстаиваемой в этой книге теоретической концепции заключается в таком подходе к правовым явлениям, когда в качестве основы их характеристики рассматриваются особенности соотношений между позитивным правом и духовными, гуманитарными началами (естественным правом) на каждой ступени его «восхождения».
2. При рассмотрении того исторического процесса, который может быть назван восхождением права, нужно иметь в виду, что писаное право, т.е. право как институционное образование, само по себе имеет известную социальную ценность, т.е. представляет собой определенное общественное благо, общественное явление со знаком «плюс», способное дать положительный эффект в жизни людей, в обществе. Причем такого рода положительный эффект право способно (обратим внимание — именно способно!) принести в принципе, независимо от ступени его развития и от того, насколько данная юридическая система «втянута» в существующий политический режим.
С этой точки зрения независимо от ступени развития и политического облика право как институционное образование об-
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.128
ладает известным общечеловеческим, гуманитарным потенциалом.
Однако при этом необходимо постоянно держать в поле зрения и второе «измерение» права — его особенности как духовного, гуманитарного фактора.
Весьма примечательно, что регулятивные свойства права как институционного образования раскрываются и «работают» в прямой зависимости от того, на какой ступени своего гуманитарного «восхождения» оно находится и каковы политические характеристики данной юридической системы. Если в обществе господствует право сильного, да к тому же доминирует авторитарный режим власти, то и юридические установления даже со стороны своих регулятивных свойств теряют, казалось бы, присущий им гуманитарный потенциал (выраженный, в частности, в юридических механизмах, связанных с субъективными правами, дозволительным типом регулирования и т.д.).
3. Характеристика ступеней развития («восхождения») права предполагает необходимость четкого определения тех критериев, на основании которых выделяются такие ступени.
С рассматриваемых позиций привлекательным представляется высказанный сравнительно недавно взгляд, в соответствии с которым следует выделять в историческом плане три группы правовых систем: во-первых, сословное право, во-вторых, формальное (абстрактно равное) право и, в-третьих, социальное право (последнее, по мысли автора, сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает «формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно же льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества»)[1]. По ряду пунктов постановка таким образом вопроса о развитии права представляется конструктивной. Вместе с тем следует- заметить, что момент равенства, которому в приведенной классификации придано решающее значение, приобретает основательный социальный смысл лишь тогда, когда он рассматривается в контексте сущности права, которое является носителем цивилизации и реализует ее основную цель, обеспечивая свободу человека, утверждение его достоинства и прирожденных прав.
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.129
Таким образом, при рассмотрении развития права, ступеней его «восхождения» оказывается необходимым исходить из особенностей исторического предназначения человеческой цивилизации и отсюда — из видения права как гуманитарного явления. В этой связи и может быть выделен основной критерий развития права. Таковым является степень приближения данной юридической системы к праву, воплощающему гуманитарные идеалы.
Конечно, на каждой ступени право выражает сообразные данной эпохе гуманитарные и моральные принципы, которые соответствуют условиям жизни и требованиям тогдашнего общества, приняты им.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что есть высшие гуманитарные начала и ценности, обусловленные самой сутью, природой общества и заложенным в его органике стремлением человека к свободе, к его высокому, достойному положению носителя изначально ему свойственных, прирожденных прав. Эти высшие начала и ценности в полной мере раскрываются на достаточно высоких стадиях развития общества.
Следует различать четыре основные ступени позитивного права: право сильного, кулачное право, право власти, право гражданского общества.
Первые три ступени (право сильного, кулачное право, право власти) могут быть охарактеризованы как неразвитое право, при котором в том или ином виде господствует сила; последняя ступень (право гражданского общества) — как право развитое, где есть собственная основа бытия права (прирожденные права человека) и оно способно возвыситься над властью, ее произволом.
Обратимся теперь к краткой характеристике указанных четырех ступеней права, рассматриваемых с точки зрения присущего им гуманитарного содержания.
Право сильного — это доцивилизационная стадия правового развития. О ней приходится говорить в основном с целью обозначить начальное звено «восхождения» права и с большей четкостью увидеть логику происходящих в этой области процессов.
Суть права на данной стадии состоит в том, что право принадлежит просто сильному. При всей отрицательной оценке данной ступени (в особенности с точки зрения современных моральных, гуманистических представлений) надо видеть, что
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.130
право сильного, имеющее природно-зоологические предпосылки, в свое время применительно к доцивилизационным порядкам и нравам выступало все же в виде упорядочивающего и даже стабилизирующего фактора, противостоящего прямому хаотическому произволу и в максимальной степени соответствующего интересам выживания и упрочения данной общности.
На праве сильного, выраженном в устойчивых обычаях, основывались такие институты доцивилизационной и раннеци-вилизационной жизни, как «вожак», «старшинство», «иерархия подчиненности».
Крайним проявлением права сильного является право войны — господство «голой» силы в обстановке конкуренции не признающих друг друга сил, когда конкурент в борьбе за обладание статусом сильного считает оправданным, дозволенным применение любых средств, возможность вести беспощадную борьбу на физическое уничтожение действительного или воображаемого конкурента (здесь человечество явно сделало шаг назад по сравнению с природным миром).
Право сильного (в том числе и право войны), относящееся по своему источнику к начальным периодам человеческой истории, в ряде случаев прорывается в жизнь людей на последующих стадиях, отодвигая более высокие по гуманитарному содержанию формы позитивного права.
Кулачное право — это позитивное право первых этапов становления и развития цивилизации (азиатских теократических, рабовладельческих, феодальных обществ), когда в обществе в качестве доминирующих сил выступают власть и религиозная идеология. В своей основе это тоже право сильного, но уже частично подвергшееся влиянию цивилизации, введенное в систему сословной иерархии, привилегий, все более утверждающихся писаных форм, формальных доказательств, инквизиционного пропрсса и т.д. Под углом прения социально-этических и юридических критериев оно может быть охарактеризовано как право привилегий, сословное право, обычное право (в котором, однако, крепнут писаные формы). На этой стадии начинают складываться некоторые простейшие гуманитарные элементы, относящиеся к началам справедливости, вины, процессуальных форм.
Право власти — это позитивное право более развитых ступеней цивилизации, когда в обществе все более утверждается светская власть (феодальное общество с просвещенной властью,
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.131
капиталистическое, буржуазное общество, современные общества с авторитарной властью). Здесь позитивным правом признаются все нормы, исходящие от власти и защищаемые ею. Нормы права власти, по общему правила являются нормами писаного права, в большой степени раскрывающими достоинства права как институционного образования.
В этих нормах также выражаются господствующие социальные силы, преследующие цель использовать законы в своих интересах. Нередко такие нормы становятся способом узаконения произвола, своеволия. Но выраженные в законах, иных официальных источниках нормы позитивного права становятся всеобщими, формально-определенными, и устанавливаемый таким путем всеобщий, строго формализованный порядок уже сам по себе имеет известное гуманитарное значение. К тому же при прогрессивных режимах позитивное право, имеющее характер права власти, может быть демократическим по содержанию, нацеленным на развитие институтов гражданского общества и реализацию требований товарно-рыночной экономики, начал справедливости и гуманизма.
Указанные процессы значительно усиливаются в условиях, когда при демократическом режиме государственная власть «втягивается» во всю систему государственных институтов (разделения властей, парламентаризма, федерализма), и право власти все более превращается в право государства, которое вплотную приближается к праву гражданского общества.
Право гражданского общества — это высшая на современной стадии развития цивилизации ступень позитивного права, наиболее сблизившаяся с естественным правом. Его базис образуют прирожденные права человека, которые являются основой для определения правомерности юридических норм, вводимых и поддерживаемых властью.
Именно право данной ступени согласуется с требованиями того этапа развития общества, на котором нейтрализуются крайности власти и собственности и оказывается возможным обеспечить их гармоничное развитие, т.е. с требованиями современного гражданского общества (посткапитализма, народного капитализма). Здесь и происходит своего рода «восхождение» права на одну из верхних своих ступенек: оно в полной мере раскрывает свой потенциал как явление цивилизации и культуры, как носитель гуманитарных ценностей, заложенных в самой сути, природе человеческого общества, человека.
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.132
Отмеченные ступени позитивного права не более чем вехи, ориентиры, позволяющие разобраться в сложном развитии позитивного права, с его восхождением от «голой» силы к утверждению прирожденных прав человека. В действительной истории границы между этими ступенями размыты и в зависимости от своеобразия исторических условий, сломов и поворотов в исторических процессах в сферу гуманистического права, казалось бы, прочно утверждающегося в обществе, может ворваться право сильного, как и право власти. Многие факты российской действительности, увы, подтверждают сложность и противоречивость происходящих здесь процессов, доминирование права власти.
Только утверждение права гражданского общества и соответствующая ему передовая демократическая государственность могут обеспечивать, надо надеяться, такой уровень господства права (правления права), который исключает прорыв в общественную жизнь права сильного и права войны.
4. Рассмотрение ступеней «восхождения» права позволяет вернуться к проблеме соотношения позитивного и естественного права, увидеть оптимистическую перспективу их развития, их взаимодействия в настоящем и в будущем.
Не вызывает сомнений, что наиболее значимым результатом развития человеческой цивилизации является современное гражданское общество, которое призвано аккумулировать, поставить на службу человека все достижения, ценности предшествующего времени, в том числе и естественное право (в глубоком его понимании), которое на современной стадии цивилизации находит выражение в правах человека.
Вместе с тем следует учитывать, что естественное право, в том числе права человека, — это еще не претворенная в жизнь реальность, не сама по себе дозволенность определенного поведения, а скорее требования о дозволенности поведения, непосредственно предопределенные самой сутью, природой человека как уникального разумного существа, заложенной в человеческом сообществе устремленностью к свободе человека, незыблемостью его высокого, достойного места в жизни. К тому же естественное право (в частности, в том виде, в каком оно выражено в гуманистических идеалах, а ныне в неотъемлемых правах человека) страдает известной неопределенностью, неспособностью без помощи иных социальных институтов стать
Алексеев С.С. Теория права.—М.:
Издательство БЕК, 1995. С.133
общезначимой реальностью, последовательно претворяться в жизнь.
Каким же образом естественно-правовые требования свободы личности, неотъемлемые права человека могут воплотиться в жизнь, стать непреложной реальностью, духовным стержнем жизни современного гражданского общества? В решении такой задачи может прийти на помощь позитивное право, право как институционное образование с присущими ему свойствами (нормативной общеобязательностью, всеобщностью, определенностью содержания, правообязывающим действием, высокой обеспеченностью).
В этом отношении высокая, быть может, самая высокая, историческая миссия позитивного права заключается как раз в том, чтобы воплотить в самой своей «плоти», органике требования, которые выражены в естественном праве, в прирожденных правах человека.
[1] Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского университета. Серия II. Право. 1992. С. 4 и сл.