Предыдущий | Оглавление | Следующий

Лекция 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

А. Б. Венгеров

1. Происхождение государства.

2. Социальные нормы первобытного общества. [Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов]. Переход к нормам производящей экономики.

3. Закономерности возникновения права, его признаки и функции в раннеклассовых обществах. [Общесоциальное и классовое в содержании права].

4. Право как основа и средство осуществления государственной власти в раннеклассовых обществах. Теория происхождения права.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Благодаря успехам археологии и этнографии, представления о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. Если в XIX—начале XX века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория, то теперь, в конце XX века, история многих регионов насчитывает 10—12 тыс. лет, существует вполне достоверное знание об этом диапазоне в жизни человечества.

Преодолен и евроцентристский взгляд на историю, когда характеризующие историю Европы и некоторых прилежащие к ней регионы знания искусственно распространялись на весь остальной мир. В XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно

Происхождение права__145

логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

Первобытное общество, как и любое историческое явление, не было и не могло быть статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов его периодизации: общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность для теории государства и права представляет периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от слова «неолит» — новый каменный век).

Это понятие в историческую науку в середине XX века ввел английский археолог Г. Чайлд, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел» во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно YIIIII тысячелетия до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. В различных районах земного шара (Ближний Восток, Месоамерика, Горное Перу и др.) этот переход начался приблизительно 12—10 тыс. лет назад. Он изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, и потому справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Принятая периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была его социальная и духовная организация, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права, наконец, появляется возможность четко определять, какие формы организации власти и социально-регултивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие — в обществах производящей.

Длительное время наш предок — кроманьонский человек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством пло-

146__А. Б. Венгеров

дов и корней, т.е. присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, также изготавливаемые из готовых природных материалов, и занимался, таким образом, орудийной деятельностью.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом), которой руководили ее члены — наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был для них и относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападения, для организации боевых походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку такую организацию определяют как родовой строй.

В этом обществе существовала строго фиксированная система поло-возрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака — от моногамных до гаремных форм семей.

Разумеется, такая организация знала и властные институты — власть предводителя, совета старейшин. Существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в первобытном обществе, в отличие от власти в государственно-организационном обществе, называется потестарной (от лат. potestusвласть, мощь). Потестарная власть предводителя семейной общины базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Знало это общество и различные организационные формы разрешения споров — состязание самих

Происхождение права147

спорящих, когда победитель считается выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.

Подобная социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям. Но где-то 12—102 тыс. лет назад возникшие экологические кризисные явления стали, по мнению некоторых ученых, угрожать существованию человечества как биологического вида. Произошли, в частности, неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.) — основного источника питания человека в целом ряде районов.

На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства — к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходить к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному) и скотоводству (пастбищному, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

В ходе «неолитической революции», таким образом, человек для удовлетворения своих потребностей от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью, прежде всего — изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.

148__А. Б. Венгеров

Производящая экономика к IYIII тысячелетиям до н.э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (в районе Ближнего Востока оно относится примерно к YII тысячелетию до н.э.), на следующем этапе социально-экономического развития (к ГУ—III тысячелетиям до н.э.) происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации — происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек — Тигра, Ефрата, Нила, Янцзы и других, приблизительно между 20—40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, и к IIIII тысячелетиям до н.э. образовали настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана. Этапы становления и развития раннеземледельческих обществ по своему социально-экономическому значению и характеристикам занимают особое и самостоятельное место в общем процессе развития человечества.

Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Расчеты показывают, что охотнику, вооруженному луком и стрелами, чтобы прокормиться, нужно около 20 кв. км территории. Этой площади, однако, хватило бы для прокормления по меньшей мере нескольких сот земледельцев. Согласно другим расчетам, в результате перехода к производящему хозяйству население Земли, насчитывавшее в конце мезолита (VII тысячелетие до н.э.) 10 млн. чел., возросло в конце неолита (II тысячелетие до н.э.) до 50 млн. чел. Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству.

Производящая экономика, следовательно, уже при своем становлении характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек

Происхождение права__149

стал создавать прибавочный продукт. И действительно, селекция растений, поливное земледелие, особенно ирригация, привели уже на первых порах к необыкновенным урожаям.

Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к становлению новых форм собственности — коллективной, групповой, частной, к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производственной деятельности способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение его верхушки от основной массы производителей, неучастие этой верхушки в материальном производстве. «Неолитическая революция», переход человечества к производящей экономике, таким образом, приводит объективно, в силу своего внутреннего развития, к социальному расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению государства.

Древнейшие государственные образования, в общем-то, закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства появляются в IYIII тысячелетиях до н.э. в Мессопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах, причем разновременно и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из некоторой группы селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально — появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первона-

150__А. Б. Венгеров

чальный аппарат управления — лица, занимающиеся организацией производства, учета, общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства — городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

По отношению к прилегающим селениям город начинает выполнять функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен[1]; защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств; взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов, на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при нередком переплетении таковых); развитие ремесла, торговли и др.

К числу важнейших первоначальных функций города-государства относилась функция информационного обслуживания общества, обусловленная необходимостью учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев общинников — основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества — в земельных угодиях, воде, ирригационных сооружениях, фиксировать вклад в общественные работы — строительство каналов, мостов, обеспечивать создание и учет общественных фондов, учитывать поступление дани, налогов, вести учет запасов и др. Все это

Происхождение права__151

приводило к возникновению в первых городах-государствах разветвленных «информационных систем», в которых фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до сведений о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров) и т.д. Создание таких систем и управление ими приняла на себя выделившаяся из общества специальная группа «информационных работников» — жрецы, писцы, держатели «кипу» (у инков; «кипу» — специальное веревочное письмо).

Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции.

Возникающее первичное государство как социальный институт, таким образом, обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Изложенная концепция существенно отличается от доминировавших ранее в отечественной теории государства и права взглядов на происхождение государства, сохраняя, однако, материалистический классовый подход. В этой концепции используются новые знания и основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики.

Ранее, в вульгаризированной и догматизированной отечественной теории государства и права объяснение данного вопроса шло по иной схеме.

Согласно этой схеме, на этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляется прибавочный продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его помощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый класс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или даже съедали, стало выгодно использовать на работах, то первым эксплуатируемым классом становятся рабы-пленники, а затем и собственные, попавшие в нищету

152__А. Б. Венгеров

и зависимость граждане. Отсюда — первыми государствами были рабовладельческие, а само такое образование являлось машиной для поддержания господства одного класса над другим.

Словом, утверждалась схема «прибавочный продукт — частная собственность — классы — господствующий класс — государство — насилие, принуждение — рабовладение». Но современное знание внесло существенные коррективы в эту схему, прежде всего в вопрос о роли классов в создании государства.

Разнообразие и многочисленность реализуемых городом-государством функций уже на первых этапах привели к возникновению разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IYIII тысячелетия до н.э. насчитывалось, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят здесь общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц. Первичный аппарат городов-государств, как правило, складывался из социальных структур управления земледельческой общины (собрание землевладельцев, совет старейшин, вождь, предводитель), но постепенно по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом управления города-государства.

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлению его к своим интересам, нуждам. Процессы образования классов и государства не следует понимать упрощенно — так, будто сначала возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства.

Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Не только классообразование стимулирует появление первичных государств (у шумеров, майя, ацтеков, инков, в Древнем Египте, Индии, Китае и т.д.), но и само первичное государство выступает мощным катализатором классообразования, способствуя возникновению раннеклассового общества. В раненеклассовом государстве происходит дальнейшее

Происхождение права__153

выделение общинной знати, присвоение общественных должностей с помощью династического механизма (передачи этих должностей от родителей к детям) и главным образом на этой основе — обогащение определенных групп.

Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно — результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Аппарат государства с самого начала имеет разветвленную и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, в иных формах поступают ему от общества.

Любое государственно организованное общество нуждается в хорошем управлении, и дальнейшее развитие государственности связано с поисками такого управления.

Для выполнения своих функций особый слой людей — аппарат государства — наделяется властью, т.е. возможностью, когда возникает необходимость, с помощью принуждения, насилия подчинять другие слои населения своей воле, обеспечивать осуществление тех или иных интересов.

Для этого в первичном государстве, в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты как суды, тюрьмы, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

Не следует, однако, преувеличивать роль принуждения и специальных органов в функционировании раннеклассового государства. Основными в нем были все же органы, ориентированные на выполнение общесоциальных функций, управление новой трудовой, производственной деятельностью, новой духовной жизнью общества.

Эта нормальная деятельность раннеклассового обще-

154__А. Б. Венгеров

ства осуществлялась в основном добровольно (вплоть до участия десятков тысяч работников в строительстве грандиозных ирригационных сооружений, гробниц и т.п.), хотя, разумеется, фактор принуждения всегда мог быть задействован в отношении тех, кто отклонялся от социально установившегося, социально регламентированного поведения.

Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Первым этапом территориальной организации, как уже отмечалось, стал город, объединявший не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Из анализа новой государственной формы организации общества можно сделать вывод, что признаками государства, отличающими его от социальной организации первобытнообщинного строя, являются: единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые добавляют к единому территориальному пространству и единое экономическое пространство); наличие особого слоя людей — аппарата управления, выполняющего разнообразные общесоциальные функции и располагающего возможностью применить в необходимых условиях государственное принуждение, осуществить публичную власть; единая система налогов и финансов.

К этим признакам следует добавить: язык как средство общения на территории того или иного государства (наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства); единую оборонную и внешнюю политику; транспортную, информационную, энергетическую системы; наконец, наличие определенных единых прав личности, охраняемых государством.

Государство — это одно из объективно необходимых важнейших организационных форм существования и воспроизводства человечества, органически возникшая в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющей столь значительную политическую роль и имеющую большую социальную ценность.

Происхождение права__755

Предыдущий | Оглавление | Следующий



[1] На первых порах продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» (родители, их дети — молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники) обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий. Рынки, т.е. торговля возникают лишь на последующих этапах.










Главная| Контакты | Заказать | Рефераты
 
Каталог Boom.by rating all.by

Карта сайта | Карта сайта ч.2 | KURSACH.COM © 2004 - 2011.