Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Цицерон широко известен как знаменитый оратор,– его имя даже
стало нарицательным, – значительно менее он известен как политический деятель и
почти вовсе неизвестен как философ. Такое распределение «аспектов» его славы не
случайно. Как представитель ораторского искусства и римской литературы, он
прочно и на века вошел в историю мировой культуры; как политический деятель он
имел отношение к такой эпохе и событиям, которые ныне интересуют лишь историков
(и то далеко не всех!) и, наконец, как философ он едва ли может считаться
крупным и самостоятельным мыслителем, сказавшим в этой области какое-то новое
слово. И тем не менее его философские произведения – в особенности те, которые
отобраны для настоящего издания,– представляют большой интерес.
Они представляют интерес, прежде всего, как идеологический
памятник, отражающий политические воззрения и теории, имевшие распространение в
определенных кругах римского общества и оказавшие длительное воздействие на
развитие этой идеологии, включая эпоху торжества христианской церкви. Кроме
того, трактаты Цицерона «О государстве» и «О законах» крайне ценны как памятник
исторический, сохранивший многие важные сведения и подробности, главным образом
относительно государственного устройства римской республики. И, наконец, названные
трактаты Цицерона важны и интересны еще тем, что они дают нам представление о
ряде греческих философских трудов эллинистической эпохи, которые до нас не
дошли, но на которые Цицерон неоднократно опирается в своем изложении.
В начале своей карьеры Цицерон интересовался философией лишь
постольку, поскольку видел в ней одну из основ ораторского образования. Он
начал заниматься философией еще в молодые годы, сначала в Риме, где слушал
эпикурейца Федра, академика Филона и стоика Диодота. В 79 г.
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 154
он совершает с образовательной целью поездку в Грецию. В
Афинах он посещает чтения эпикурейца Зенона Сидонокого и академика Антиоха
Аскалонского. На Родосе состоялось его знакомство с крупным представителем
стоической школы – Посидонием, с которым он продолжал поддерживать отношения и
в дальнейшем.
Общефилософские воззрения Цицерона отличались эклектизмом.
Его основными источниками были представители новых (эллинистических)
философских школ. Хотя он часто ссылается на Платона я уверяет, что следует
ему, на самом же деле глубокого знакомства и понимания философской системы
Платона он не обнаруживает. В теории познания он скорее всего придерживается
взглядов, характерных для последователей новой Академии («пробабилизм»), в вопросах
этики он примыкает то к стоикам, то к перипатетикам.
Безусловной заслугой Цицерона следует считать живое, ясное и
доступное изложение философских доктрин, а также введение большого количества
философских терминов в латинский язык. В одном из писем своему другу Аттику он
так характеризовал свою работу в этой области: «Что касается латинского языка –
не беспокойся. Ты спросишь: как ты пишешь такие сочинения?– Это – «копии»: они
создаются с меньшим трудом: я только доставляю слова, которыми располагаю в
изобилии» (Цицерон, «Письма к Аттику», XII, 52, 3; Плутарх,
«Цицерон», 40). И поэтому, хотя изложение его философских трактатов не отличалось
систематичностью, хотя он мог спутать – и неоднократно путал на самом деле –
академиков с перипатетиками, хотя он не высказывал новых, глубоких и оригинальных
взглядов, тем не менее Цицерон сумел своими трактатами достичь другой, и не
менее важной цели – пробудить в римском обществе интерес к философии, которая с
этого времени становится существенным и даже необходимым звеном в системе
римского образования.
Философские произведения Цицерона написаны в поздний период
его деятельности. Они относятся к тому времени, когда Цицерон – отнюдь не по
собственному желанию, но волей обстоятельств – был выключен из активной
политической жизни. Это происходило дважды: в гады господства так называемого
первого триумвирата (60–51 гг.) и диктатуры Цезаря (48–44 гг.). Интересующие
нас диалоги «О государстве» и «О законах» написаны в первый из этих вынужденных
перерывов, а именно между 54 и 51 гг. Так как политическая ситуация этих лет,
несомненно, оказала большое влияние на умонастроение Цицерона, на его позиции в
развернувшейся борьбе и, в конечном счете, на выбор темы и ее трактовку, то
необходимо, хотя бы в общих чертах, обрисовать обстановку, сложившуюся в Риме в
60–51 гг.
Как известно, в 60 г. возник так называемый первый
триумвират, т. е. союз трех крупных военных и политических деятелей Рима – Помпея,
Крас-
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 155
са, Цезаря. Этот союз, хоть он и представлял собою негласное
соглашение, в первые же месяцы своего существования превратился в руководящую
силу римского государства. Трех названных деятелей заставили объединиться их
личные цели и интересы, которые во многом были различны, но в одном безусловно
совпадали – в своей антисенатской направленности. Недаром ярый сторонник
сенатской олигархии Катон-младший говорил о том, что для римского государства
(т. е. опять-таки для «сенатской республики») не так страшна борьба политических
группировок и их главарей или даже гражданская война, как объединение этих сил,
союз между ними (Плутарх, «Помпеи», 47; «Цезарь», 13).
Первым ощутимым результатом деятельности триумвирата было
избрание Цезаря в консулы на 59 г. Он же, в свою очередь, постарался полностью
реализовать обязательства, принятые им по отношению к своим коллегам. Через
народное собрание был проведен lex lulia de actis Pompeii, согласно которому утверждались
все распоряжения Помпея на Востоке (т. е. во время его войны с Митридатом, а также
в результате походов в Закавказье и Сирию), которые долгое время не имели силы
из-за противодействия сената (Дион Кассий, 36,
7; Плутарх, «Лукулл», 42; «Помпеи», 48; Аппиан, «Гражданские войны», II, 13). Также, минуя сенат,
Цезарь провел через народное собрание lex lulia de publicanis, в результате чего была снижена на одну треть откупная
сумма налогов в провинции Азии – вопрос, с которым публиканы уже обращались в
сенат, но безуспешно. (Цицерон, «Письма к Аттику», II, 16, 2; Дион Кассий, XXXVIII, 7; Светоний, «Юлий»,
20.) Это было сделано, несомненно, в угоду Крассу, отстаивавшему интересы
римского всадничества. И, наконец, сам Цезарь после своего консульства получил
(lex Vatinia de provincia Caesaris) в управление
Цисальпинскую Галлию вместе с Иллириком, сроком на пять лет и с правом набора
трех легионов[2]. Вскоре к
этим провинциям была присоединена еще и Нарбонская Галлия (с правом набора дополнительного
легиона).
В октябре 59 г. в плебейские трибуны (опять-таки при
содействии Цезаря) был избран Публий Клодий. Это – один из последних крупных
деятелей римской демократии и, кстати сказать, заклятый враг Цицерона. В числе
первых законопроектов, проведенных во время его трибуната, фигурировал закон,
направленный против тех магистратов, которые были повинны в казни римских граждан,
совершенной без суда (Дион Кассий, XXXVIII, 14; Веллей Патеркул, II, 45). Всем было ясно, что в данном случае имелся в виду
Цицерон и его расправа со сторонниками Катилины, учиненная при подавлении заговора.
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 156
Цицерон после опубликования законопроекта вел себя отнюдь не
героически. Он облачился в траур и униженно просил консула Писона и Помпея о
защите. Помпею он даже бросился в ноги. Так как все эти попытки не имели
успеха, то, по свидетельству Аппиана, Цицерон, одетый в бедную и грязную
одежду, не постеснялся прямо на улицах Рима останавливать прохожих, ища у них
сочувствия и поддержки |(Аппиан, «Гражданские войны», II, 15; Плутарх, «Цицерон», 30).
Римские всадники и часть сенаторов также облачились в траур.
Была отправлена особая депутация к консулам. Она, однако, подверглась нападению
вооруженного отряда Клодия, консулы отказались поддержать Цицерона, а когда,
наконец, и сам Катон посоветовал ему добровольно уехать из Рима, то Цицерон
понял, что игра проиграна и еще до принятия закона Клодия покинул Рим и
отправился в Грецию. Дом его в Риме был разрушен, усадьбы разграблены, значительная
часть имущества конфискована.
Чтобы превратить добровольное изгнание Цицерона в акт,
имеющий юридическую силу, Клодий добился принятия еще одного закона, уже открыто
направленного против Цицерона (lex Ciodia de exilio
Ciceronis). Закон этот подчеркивал, что именно Цицерон должен подпасть
под более ранний и сформулированный в более общем виде закон. Под страхом
смертной казни запрещалось предоставлять убежище изгнаннику (если он окажется
на расстоянии менее 500 миль от Рима) и запрещалось когда-либо в будущем ставить
вопрос о пересмотре или отмене данного закона (Цицерон, «Письма к Аттику», III, 23, 2–4; «Речь в сенате после возвращения из изгнания», 4, 8; «Речь
о доме», 26, 68; 27, 70).
Но последнее положение закона оказалось чрезмерным, а потому
и нереальным. Цицерон пробыл в изгнании неполных полтора года. За это время
обстановка в Риме изменилась. В противовес Клодию сенатскими кругами был выдвинут
плебейский трибун 57 г. Милон, по примеру Клодия организовавший вооруженные
отряды из своих сторонников. Его начал поддерживать Помпеи, который в этот период
сблизился с сенатом. Поэтому, не без участия Помпея, через народное собрание
было проведено решение о возвращении Цицерона в Рим. В августе 57 г. Цицерон
высадился в Брундисии, и его путь до Рима, куда он прибыл в начале сентября, превратился
в триумфальное шествие. В Риме он выступил с благодарственными речами перед
сенатом и перед народом. Казалось бы, такие события, как ослабление позиций
Клодия, сближение Помпея с сенатом, возвращение Цицерона в Рим, свидетельствовали
об укреплении влияния сенатских кругов, а следовательно, и о возможности для
Цицерона снова принимать участие в политической жизни Рима. Однако ближайшие
события показали всю иллюзорность его надежд.
Весной 56 г. в г. Луке (северная Этрурия) произошло свидание
триумвиров. О значении, каким фактически пользовалось это неофициальное пра-
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 157
вительство, свидетельствует тот факт, что в Луку прибыло 200
сенаторов, а 120 ликторов сопровождало съехавшихся сюда должностных лиц
(Плутарх, «Помпеи», 51; «Цезарь», 21; Аппиан, II, 17). Свидание в Луке укрепило союз
(между Крассом и Помпеем уже начались было трения); кроме того, был принят ряд
важных решений. Цезарю, который благодаря своим громким победам в войне с галлами
стал наиболее популярной фигурой среди триумвиров, было решено продлить
полномочия по управлению Галлией еще на пять лет, с правом довести армию до
десяти легионов. Что касается Помпея и Красса, то было обусловлено, что они
получат консульство на 55 г., а затем управление (на пятилетний срок) провинциями
Испанией (Помпеи) и Сирией (Красе). По возвращении в Рим Помпеи и Красе, несмотря
на сопротивление сенатских кругов, провели эти решения через народное собрание.
В свое консульство Помпеи закончил постройку первого в Риме
театра; открытие его было отмечено великолепными играми. По окончании срока
консульства Помпеи не уехал в Испанию, а остался в Риме, управляя провинцией
через своих легатов. Красе, наоборот, еще в конце 55 г. отправился в Сирию, где
он, стремясь подновить свою военную репутацию, померкшую после успехов Помпея,
а, в последнее время и Цезаря, начал, войну с парфянами. В первый год войны
военные действия шли для римлян удачно, но вскоре положение изменилось, и в 53
г., углубившись в Месопотамию, войско Красса потерпело сокрушительное поражение
(битва при Каррах). Во время переговоров с предводителями вражеских сил Красе
был убит.
Смерть Красса дала толчок к распаду первого триумвирата. Отношения
между Помпеем и Цезарем начали осложняться. В Риме возникли беспорядки; на
выборных собраниях происходили вооруженные столкновения между отрядами Клодия и
отрядами Милона. Все четыре кандидата на консульство 53 г. были обвинены в предвыборных
подкупах и вплоть до июля государство оставалось без высших магистратов. По
свидетельству Аппиана, Помпеи через своих агентов намеренно поддерживал беспорядки
и анархию, чтобы возникла необходимость назначить диктатора (Аппиан, II, 20; ср. Плутарх, «Помпеи»,
54).
В 52 г, положение стало еще более напряженным. Год снова начался
без магистратов. В стычке на Аппиевой дороге людьми Милона был убит Клодий. Его
похороны происходили на форуме и вылились в грандиозную манифестацию. В этом же
году началось общегалльское восстание, и Цезарь со своим войском на некоторое
время оказался в затруднительном положении.
Все эти события лишь обостряли борьбу между сторонниками
Цезаря и сторонниками Помпея в самом Риме. Происходили народные сходки,
собрания, стычки, нередко кончавшиеся кровопролитием. Сенат был деморализо-
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 158
ван и почел за благо обратить свои взоры к Помпею. Когда на
одном из заседаний сената обсуждался вопрос о диктатуре, то Бибул – давний враг
Цезаря – предложил избрать Помпея консулом без коллеги (sine collega). Это была смягченная
и компромиссная форма диктатуры, и сенат охотнв пошел на это предложение
(Плутарх, «Помпеи», 54; Аппиан, II,
23). Помпеи немедленно вступил в должность,
что, конечно, еще более обострил» его отношения с Цезарем и приблизило окончательный
разрыв между бывшими триумвирами.
В этой напряженной обстановке и борьбе положение Цицерона
было довольно двусмысленным. Вернувшись в Рим в значительной мере по милости
Помпея, он волей-неволей был вынужден лавировать между сенатом и триумвирами.
События 53–52 гг.– слабость сената, неудачная попытка защитить Милона на суде
по поводу убийства Клодия, рост противоречий между Пампеем и Цезарем – все это
еще более ослабляло его собственные позиции, еще в большей степени лишало его
возможности занять независимое и самостоятельное положение. Именно в эти годы
он говорит о том, что «государстьа нет», а «Помпеи всесилен», свою же
политическую карьеру считает разбитой. Мажет быть, он именно поэтому довольно
охотно принимает назначение проконсулом в Киликию, где он пробыл с середины
51г. и до конца 50 г. (Плутарх, «Цицерон», 36).
Как уже говорилось, философские трактаты Цицерона «О государстве»
и «О законах» были написаны в этот период. Трактат «О государстве» был начат
Цицеронам в 54 г. и опубликован, видимо, в 51 г., незадолго до его отъезда в
Киликию. Трактат «О законах», служащий как бы естественным продолжением первого
труда,– Цицерон в данном случае,
несомненно, подражал Платону, который, как известно, дополнил свою «Политию»
(очерк идеального государства) специальным и написанным с более «практических»
позиций трудом «Законы»,– был начат вслед за диалогом «О государстве», т. е. 52
г., но, по всем признакам, не был окончен. И хотя Цицерон в 46 г., как это
явствует из его письма к Варрону, снова собирался приняться за изучение подобных
вопросов (Цицерон, «Письма к близким», IX, 2, 5), трактат «О законах» так и остался не доведенным до
конца и не обработанным. Во всяком случае, Цицерон сам его не публиковал:
перечисляя в одном из более поздних произведений свои философские работы, он об
этом трактате даже не упоминает (Цицерон, «О предвидении», II, 1).
* * *
Трактат Цицерона «О государстве» до начала прошлого столетия
был известен только по упоминаниям о нем у других авторов и по отдельным
цитатам, приводимым этими авторами, если не считать большого отрывка, которым
заканчивался трактат в целом,– так называемого «Сновидения
Цицерон. Диалоги. О государстве.
О законах. – М., Наука. 1966. – С. 159
Сципиона», сохраненного нам Макробием, грамматиком V в. н. э., написавшим к нему
комментарий.
В эпоху Возрождения ценители и поклонники античности, начиная
с Петрарки, разыскивали это сочинение Цицерона во всех книгохранилищах Европы и
ездили с этой целью даже в Польшу, но все эти попытки долгое время оставались
безрезультатными. Только в начале XIX в. ученый кардинал Анджело Май, префект Ватиканской
библиотеки, нашел палимпсест, (т. е. рукопись на пергамене, с которого был
стерт первоначальный текст и написан новый). Этот палимпсест содержал значительную
часть первой и второй «книг» трактата, а также и отрывки из третьей, четвертой
и пятой книг; из текста шестой книги палимпсест не сохранил ни одного отрывка В
1822 г. Май издал рукопись, включив в нее фрагменты и цитаты, приводимые
древними авторами, и снабдив издание своими комментариями; последующие издания
были выпущены в 1828 и 1846 гг.
Сочинение Цицерона «О государстве» пользовалось довольно широкой известностью у современников. Так, например, один из корреспондентов Цицерона – Марк Целий Руф писал ему в Киликию в середине 51 г.: «Твои книги о государстве высоко ценятся всеми» (Цицерон, «Письма к близким», VIII, 1, 4). Но еще более популярным трактат становится в последующее время; этим и объясняется большое число ссылок на него и цитат, сохранившихся в сочинениях древних авторов, начиная с Сенеки и Плиния Старшего. Интересно отметить, что многие положения трактата охотно использовались так называемыми «отцами церкви», т. е. христианскими писателями – Амвросием (IV в.), Иеронимом (IV–V вв.), а в особенности Лактанцием (IV в.) и автором знаменитого в средние века труда «О граде божьем» (De civitate Dei) –Аврелием Августином (354–430гг.). Последние два из упомянутых христианских писателей не только цитируют Цицерона, но и нередко в значительных отрывках пересказывают отдельные места и рассуждения из трактата.
[1] Общую оценку Цицерона как оратора, политического деятеля и писателя, а также биографические данные см.: История римской литературы, т. 1. М., 1959, изд. АН СССР, стр. 178–233; И. М. Тройский, История римской литературы. Л., 1947, стр. 327–339; Марк Туллий Цицерон, Речи, т. 1. М., 1962, изд. АН СССР, стр. 365– 385, вступительная статья М. Е. Грабарь-Пассек. Издание подготовили В. О. Горенштейн я М. Е. Грабарь-Пассек.
[2] См.: Цезарь, «Галльская война», I, 10; I, 21; Цицерон, «Речь против Ватиния», 15, 35; «Речь о консульских провинциях», 15, 36; Дион Кассий, XXXVIII, 8; Плутарх, «Помпеи», 48; «Цезарь», 14; «Катон мл.», 33: Аппиан, «Гражданские войны», II, 33; Светоний, «Юлий», 22.