Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
I. Каким образом возникает молчаливое соглашение относительно добросовестности?
II. Пример лица, которое стремится поступить под покровительство народа или царя.
III. О том, кто добивается переговоров или же дает на них согласие.
IV. Соответствующему лицу никто не мешает продвинуть свое дело, лишь бы это было не в ущерб другой стороне.
V. О молчаливых условных знаках, имеющих то или иное значение в силу обыкновения.
VI. О молчаливом одобрении обещания.
VII. В каких случаях молчаливо отменяется наказание?
I. Хорошо сказано Яволаном, что о некоторых вещах молчаливо достигается договоренность (еа lege, D. locati); это практикуется в публичных, в частных и в смешанных соглашениях.
Дело в том, что взаимное согласие, любым способом выраженное и принятое, имеет силу переносить право. Знаки же, выражающие согласие, как мы уже не раз указывали (кн. II, гл. IV, § IV; кн. III, гл. II [I], § VIII), не ограничиваются только словами и буквами, но бывают и иными. Определенные знаки присущи по природе сделке.
II. Примером может служить тот, кто, прибыв от неприятеля или от чужеземцев, вручает себя покровительству другого народа или государя. Ибо здесь не приходится сомневаться в том, что такое лицо молчаливо принимает на себя обязательство не совершать ничего против того государства, где оно ищет убежища.
Поэтому не должно следовать тем, кто считает свободным от вины поступок Зопира; ведь его верность своему царю не извиняет его вероломства в отношении тех, к кому он бежал. То же нужно сказать и о Сексте, сыне Тарквиния, который скрылся к габиям (Ливии, кн. I). О Синоне Виргилий («Энеида», II) пишет:
Ты же пойми вероломство данаев и все преступленья Во едином познай.
О том, кто добивается переговоров или же дает на них согласие
III. Сходным образом и тот, кто добивается встречи для переговоров, или тот, кто допускает их, молчаливо обязуются не причинять ущерба другой стороне [1]. Людей, которые нападают на неприятеля под прикрытием переговоров, Ливии объяв-
820 Книга третья
ляет нарушителями права народов (кн. XXXVIII). Он добавляет при этом, что добросовестность переговоров была вероломно попрана, когда Кн. Домиций заковал в цепи Битуита, царя арвернов, заманив его к себе под предлогом переговоров и обещав ему гостеприимство. Домиций заслужил следующее осуждение Валерия Максима: «К вероломству его побудило чрезмерное честолюбие» (кн. IX, гл. 6).
Поэтому вызывает удивление то, что автор восьмой книги записок Цезаря «Галльская война» — будь то Гирций или Оп-пий, — сообщая о подобном же деянии Т. Лабиена, замечает: «Он полагал, что неверность его (то есть Комия) можно было покарать безо всякого вероломства»; если только это суждение не принадлежит скорее Лабиену, чем автору.
IV. Но такое молчаливое волеизъявление не должно иметь больших последствий, нежели те, на кои указано мной. Ибо поскольку участвующие в переговорах стороны не испытывают никакого ущерба, то под прикрытием переговоров отклонить противника от намерения продолжать военные действия, свои же замыслы тем временем проводить в жизнь — есть дело, свободное от вероломства и относящееся к дозволенным хитростям.
Поэтому те, кто порицал факт обмана царя Персея надеждой на мир (Ливии, кн. XLII), исходили не столько из соображений права и добросовестности, сколько из соображений великодушия и военной славы, что в достаточной мере понятно из сказанного нами о военных хитростях (кн. III, гл. И [I], § VI и сл.).
Подобного же рода была та хитрость, с помощью которой Газдрубал спас войско из Авсетанских лесов (Ливии, кн. XXVI); сюда относится и хитрость, путем которой Сципион Африканский Старший обнаружил расположение лагеря Сифакса, о чем сообщает Ливии (кн. XXX). Примеру их последовал Л. Сулла при Эзернии [2] во время союзнической войны, как мы читаем об этом у Фронтина (кн. I, гл. 5).
V. Некоторые молчаливые условные знаки имеют определенное значение в силу обыкновения, как, например, некогда виноградные лозы и оливковые ветви, у македонян поднятие копий, у римлян возложение щита на голову [3], с помощью чего выражалось согласие на сдачу [4] и что обязывало сложить оружие. Относительно выражения согласия на принятие сдачи противника и характера и объема вытекающего отсюда обязательства можно составить себе представление из сказанного выше (кн. III, гл. IV, § XII; гл. XI, § XV).
Ныне белые флаги служат молчаливым знаком приглашения вступить в переговоры [5]. Они будут обязывать не менее, чем обращение со словесной речью.
VI. В какой мере предложение, сделанное командующим, должно считаться молчаливо одобренным народом или государем — и об этом мы сказали выше; а именно — когда известно о каком-либо факте, о каком-либо деянии или о бездействии, когда нельзя допустить иной причины волеизъявления,
Глава XXIV 821
кроме желания утвердить соглашение (кн. II, гл. XV, § XVII; кн. III, гл. XXII, § III).
VII. Об отказе от наказания [6] нельзя заключить по одному только умолчанию; тут необходимо такого рода положительное волеизъявление, которое означает или дружественное расположение, как, например, договор дружбы, или одобрение доблести, ради которой должно простить содеянное до того момента, — будь то выражено словами или же действиями, установленными обычаем для выражения соответствующего смысла.
[1] Справедливо Агафий порицает гунна Рагнара за то. что тот хотел пронзить копьем Нарсеса, когда последний удалился с переговоров (кн. II).
[2] И диктатор Цезарь поступил так против тенктеров и узипетов (Аппиан, «Извлечения о посольствах», № 16).
[3] Аппиан, «Гражданская война» (II).
[4] У персов — руки, сложенные за спиной (Аммиан Марцеллин, кн. XVIII; по поводу этого места смотри замечания Линденброга) у римлян — опущенные щиты и знамена (Аммиан Марцеллин. кн. XXVI). О том, что римляне опускали знамена, сообщает Латин Пакат в «Панегирике».
У германцев и прочих племен, следовавших их примеру, — протягивание стеблей травы (Плиний, кн. XXII). Сдающиеся побежденные обращаются безоружно с мольбою, как говорит Сервий («На «Энеиду», I).
[5] Зажженный огонь — знак предложения вступить в переговоры у народов севера, о чем упоминают Иоган Магнус и прочие Плиний (кн XV, гл 30) говорит о лавре «Это — растение миротворное, так как протягивание его даже между вооруженными противниками есть знак перемирия».
[6] Полибий в «Извлечениях о посольствах» (№ 22) обсуждает вопрос о том, что если наказание отпущено совершившим преступления, то прощено ли оно уполномочившим на его совершение. Я не думаю. Ибо ведь каждое лицо ответственно за свои преступления в отдельности.