Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Литература: Суворов, Об юридических лицах по римскому праву, 2 изд. 1900; Герваген, Развитие учения о юридическом лице, 1888; Дювернуа, Чтения по гражданскому праву, т. I, стр. 372-547; Васьковский, Учебник гражданского права, т. I, стр. 62-75.
II. В т. X
ч. I ст. 698 наше
законодательство примерно перечисляет некоторые виды юридических лиц.
III. Для возникновения юридического лица необходимо
следующее.
IV. Внутренняя сторона отношений юридического лица определяется:
V. Причины прекращения юридического лица или общи всем
видам или свойственны только некоторым.
VI. С прекращением юридического лица связывается вопрос о судьбе
его имущества.
Поэтому невозможно отношение, в котором существовала бы одна обязанность без соответствующего права. Немыслимо и такое отношение, в котором право осталось бы без активного субъекта. Право есть явление общественное; оно установлено в виду потребностей людей, которые составляют общество. Так как потребностями обладают люди, то и субъектами юридических отношений должны быть люди. Но последовательно проведение этого положения могло бы отразиться невыгодно на интересах общества и составляющих его единиц. Возьмем случай, когда наследователь в завещании определит известный капитал на учреждение богадельни. Если бы субъектами права могли быть только люди, то завещатель должен был бы поручить этот капитал какому-либо физическому лицу, которое бы создало завещанное учреждение и от своего имени вело бы его, вступало бы во все необходимые сделки, а при смерти завещало бы капитал снова другому лицу, которое продолжало бы это дело от своего имени. Но при таких условиях нет особенной гарантии, что завещанный капитал действительно получит данное ему назначение в лице первого или последующих распорядителей, что имущество это, слившись с прочим имуществом того или другого распорядителя, не подвергнется взысканию по частным его долгам. Все эти неудобства могли бы быть устранены, если бы завещанное имущество было приурочено к особому субъекту, от имени которого совершались бы все необходимые сделки. Или возьмем случай акционерного соединения. Множество лиц складывают небольшие взносы в значительный капитал с целью совместного достижения общей экономической цели. Чтобы достигнуть намеченной цели, акционеры должны были бы вручить капитал одному пли нескольким лицам, которые от
Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.89
своего имени совершали бы все необходимые сделки. Капитал акционеров слился бы с частным имуществом управителей и мог бы подвергнутся взысканию со стороны их частных кредиторов. Кто при такой опасности решился бы сделать взнос?
Выход из затруднения может быть найден, если на место действительных физических лиц, мы поставим воображаемое лицо, фиктивного субъекта, которому и приурочим все отношения, устанавливаемые для какой-либо общей цели. Так как имущество есть совокупность юридических отношений, объединяемых личностью субъекта, то, за отсутствием физического лица, выполняющего эту задачу, необходимо создать искусственный субъект, который бы стал центром юридических отношений, преследующих совместно одну экономическую цель. Эта воображаемая величина играет большую роль в жизни. Благодаря ей, обособляются интересы, общие многим физическим лицам, а также и юридические средства достижения их. Созданием такого лица (юридического) не только спасается стройность юридических понятий, но и облегчается достижение той жизненной потребности, для которой имущества обособляются. Изложенный взгляд на юридическое лицо называется теорией олицетворения, выдвинутой еще в средние века папою Иннокентием IV, а в новое время поддержанной авторитетом Савиньи. Это теория почти общепринятая во Франции.
Против этой теории было сделано много возражений. Германисты (сначала Безелер, в последнее время Гирке), а также и некоторые романисты (Регельсбергер), основываясь на изучении исторических основ германского национального права, утверждали, что юридическое лицо вовсе не фикция, а действительный, реально существующий субъект, хотя и не физическое лицо; что оно такой же субъект права, как и физическое лицо, а не только уподобляемое. Некоторые последователи этой теории (Лассон) заходят так далеко, что признают за юридическими лицами совершенно такое же реальное существование, как и за физическими. Но в этом возражении смешиваются два понятия. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности живых людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные. Это искусственно созданные самойкжнзиью или законодателем субъекты. Больница, как место подачи помощи больным, - вполне реальна, в ней кипит настоящая жизнь, но в мире юридических отношений, как субъект их, она является искусственным созданием.
Противна юридическим лицам и теория бессубъектного имущества, выдвинутая Бринцем и Беккером. Против юридических лиц выступил Бринц, назвавший их огородными чучелами, которые так же мало заслуживают упоминания в теории права, как и эти в естественной истории. Права, по его мнению, могут принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь, а именно цели, которой предназначено имущество так называемых юридических лиц целевым имуществом (Zweckvennogen).
Очевидно однако, что Бринц смешал вопрос о принадлежности имущества с вопросом о назначении его и допустил возможность права без субъекта. Вместо того, чтобы ответить, кому принадлежит данное имущество, он отвечает, чему оно служит. Беккер, проводя последовательно взгляд на возможность
Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.90
бессубъектных нмуществ, оспаривает общепринятое положение, что субъектами не могут быть животные и безжизненные предметы, например здание. Вполне возможно завещание в пользу любимого пса или лошади и нет никакого основания суду не принять иска от имени дога Тираса или английской кобылы Билоны.
Отрицательное отношение к юридическим лицам встречаем также у Иеринга. По его мнению, нет сомнения, что субъектом права может быть только физическое лицо, одаренное потребностями. Субъект права тот, кто осуществляет интерес, им защищаемый. Пользование правом принадлежит тому, для кого оно предназначено, дестинатору. Таковым для имущества, принадлежащего так называемым юридическим лицам, является не эта фикция, а живые люди, в больнице - больные, в ночлежном доме - посетители, в городе - горожане и т.д. Если активная сторона права невозможна без пассивной, то, напротив, последняя может существовать при временном отсутствии активного субъекта. Такой случай представляет открытое наследство, которое предназначается для наследника, но ему не принадлежит. Теория Иеринга довольна слаба, потому что пользование правом не всегда принадлежит тому, чье право, предназначение имущества не разрешает вопроса о его принадлежности. Субъективное право дает возможность его обладателю искать защиты своих интересов у государственной силы. Между тем дестинаторы не могут требовать охраны их интересов на основании своего права. Если к ночлежному дому предъявлен иск, то ответчиком не может выступить тот или другой его посетитель.
Некоторые особенно сильно нападают на обращение к помощи фикций, находя, что они не объясняют действительности, а дают только мнимые понятия, которые отвлекают от реальной жизни. Но подобные фикции существуют и в других науках, которые при их помощи дошли до весьма значительных результатов. Таковы те мысленно представляемые линии (меридианы), которыми пользуется география, таковы те точки, линии и круги, которые лежат в основе математики и которые нигде в действительности не встречаются. Нет основания и юриспруденции избегать этого, вполне научного приема: не следует только обращаться к фикциям там, где в них нет необходимости. Нельзя не признать справедливости замечания Аридса, что смертоносные удары, направляемые против юридических лиц, в действительности бьют по воздуху, так как они не устраняют того реального явления, что существуют права и обязанности, не связанные с каким-либо физическим лицом и предполагающие иных субъектов.
Таким образом, под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права, а) Этот самостоятельный субъект существует независимо от физических лиц, для которых непосредственно он установлен. Поэтому он может вступать с ними в сделки, например дворянское общество с отдельным дворянином тон же губернии, акционерная компания с тем пли другим своим акционером, б) Так как юридическое лицо - субъект фиктивный, то ему должны быть чужды те права, которые связаны с физической природой человека, каковы брачные отношения и имущественные, вытекающие из семейственности. Юридическое лицо может приобретать только
Шершеневич Г.Ф. Учебник
русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.91
имущественные права: право собственности, права обязательственные и права наследственные, в силу завещания и закона. Мейер отвергал у нас возможность для юридических лиц наследовать по закону, потому что наследованиг по закону основывается на родстве, а родство - понятие, не применимое к юридическому лицу. Но, если отрицать характер наследования за принятием со стороны государства выморочных пмуществ, все же наше законодательство знает случаи несомненного наследования юридических лиц по закону, так, например, выморочные имущества, оставшиеся после потомственных дворян, переходят к тем дворянским обществам, к составу которых принадлежал умерший (т. X, ч. I, ст. И 72). с). Так как существование юридического лица обуславливается достижением известной цели, то имущественная правоспособность его ограничивается пределами той цели, для которой существует юридическое лицо. Поэтому всякая сделка последнего, выходящая за пределы этой цели, будет недействительна, как, например, произведенные отчисления за счет банковых сумм на пользу благотворительности.
За таким искусственным субъектом в настоящее время общепризнан термин «юридическое лицо», принятый германским правом. С именем юридического лица соединяется представление о неюридическом характере физического лица, что однако не верно, потому что человек становится субъектом права только в силу объективного права. Существуют и другие еще термины, - моральное лицо, принятый французским правом, потому что словом этим прежде обозначали все, выходящее за пределы физического. В английском праве распространен термин «корпорация». Реже встречаются термины мистическое, фиктивное лицо, хотя последнее имя наиболее подходящее. Наше законодательство прибегает для выражения того же понятия к совершенно несоответствующему выражению - сословие лиц (т. X, ч. I, ст. 698), и оттого этот термин в практике не употребителен. В нашей практике, судебной и административной (Инстр. о примем. Полож. о госуд. пром. налоге, Собр. узак. и расп. прав. 1899, № 30) принят термин «юридическое лицо». Что наше законодательство считает этого искусственного субъекта лицом, видно из названия главы I разд. III кн. II т. X ч. I - «о лицах, могущих приобретать права на имущество».
В действительности их несравненно больше - с ними приходится иметь дело на каждом шагу, и указания на них рассеяны по всему Своду Законов.
Юридические лица могут быть прежде всего разделены на публичные и частные.
1) Публичные юридические лица устанавливаются помимо воли частных лиц. Между ними самое видное место занимает казна, представляющая государство с хозяйственной его стороны. Это один субъект несмотря на то, что эта хозяйственная деятельность осуществляется разными органами. Вот почему споры между разными ведомствами разрешаются не в судебном порядке, а в административном (т. XVI ч. I; Уст. граж. суд., ст. 1297). Кроме государства, сюда относятся: дворянское (т. X, ч. I, ст. 414 п. I, ст. 698 п. 4), городское (т. X, ч. I, ст. 414 п. 2; т. II, Гор. пол., ст. 7), сельское (т. IX, особ. прпл. ст. 34), мещанское (т. XI, ст. 579) общество, земство губернское и уездное (т. II, Пол. о
Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.92
земских учр. ст. 4, т. X, ч. 1, ст. 414 п. 4), казенные учебные заведения (т. X, ч. 1, ст. 698 п. 8), как, например, университеты (т. XI, ч. 1, изд. 1893, ст. 543), монастыри, церкви, архиерейские дома (т. X, ч. 1, ст. 698 п. 5, т. IX, ст. 435, 439 и 443).
Напротив, 2) частные юридические лица устанавливаются по воли лиц, входящих в их состав, в силу какой-нибудь сделки частно-правового характера - таковы товарищества, полное, на вере и акционерное (кас. реш. 1895, №6), артели, клубы музыкальные и сценические кружки, ученые и художественные общества.
С другой точки зрения юридические лица могут быть разделены на соединения лиц и на учреждения.
1) Юридическое лицо представляет собой соединение лиц в тех случаях, когда группа людей, ввиду общности интересов, соединяется для достижения совместными имущественными и личными силами известных целей. Физические лица в соединении образуют особый субъект прав, отличный от них. Относительно этого разряда лиц вполне применимо замечание, что понятие юридического лица играет как бы роль скобок, в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество, или же частного характера, как, например, акционерное товарищество.
2) Юридическое лицо представляет собой учреждение в тех случаях, когда часть имущества предназначается на достижение известной цели. Создается особый субъект этого имущества для особой цели, независимой от личных интересов тех субъектов, которые выделили эту часть из своего имущества. Согласно сказанному, учреждения могут быть публичные и частные, смотря по назначению имущества, так, например, учреждениями того или другого характера могут быть богадельни, ночлежные дома, столовые, стипендии, учебные заведения. Учреждения вступают в юридические отношения, как самостоятельные субъекты, для удовлетворения нужд, которые испытываются ими при достижении поставленной для них цели. Термин «учреждение» известен русскому законодательству в смысле юридического лица, хотя он иногда применяется к соединению лиц (Гор. пол. ст. 24).
Спорным, с точки зрения теории и русского законодательства, представляется вопрос, следует ли признавать юридическим лицом открытое наследство до принятия его наследником. По отношениям, установленным наследодателем, иски представляются к лицу умершего собственника (Уст. гражд. суд., ст. 215). Закон в этом случае считает как будто, что субъектом имущества продолжает быть наследодатель, но так как в действительности последний не существует, как реальное лицо, то субъектом наследственной массы является фиктивное лицо, т.е. юридическое. Теоретическая необходимость признать открытое наследство юридическим лицом будет указана ниже, в наследственном праве. Но закон неправильно поступает, причисляя к юридическим лицам конкурсы (т. X, ч. 1, ст. 698 п. 10), потому что по закону имущество несостоятельного продолжает принадлежать ему (Уст. судопр. торг., ст. 618), только что находиться под особого рода опекою, как и имущество расточителей, малолетних, сумасшедших.
Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.93
1) наличность того субстрата, который должен составить его содержание, группы лиц или имущества и 2) соответствие законным условиям, потому что иначе немыслимо существование искусственного лица. Закон или а) вперед указывает те условия, при наличности которых может возникнуть юридическое лицо, например для товариществ, для открытого наследства, или b) требует в каждом отдельном случае разрешение верховной власти; так для акционерных товариществ, испрашивающих какие-либо привилегии, с) или же разрешения органов подчиненного управления, министра внутренних дел, для различных соединений (Уст. о пред, и прес. преет., ст. 116), министра финансов для акционерных банков со складочным капиталом не свыше 5 миллионов, для ломбардов, ссудо-сберега-тельных товариществ (т. XI, ч. 2, Уст. кред., разд. X, ст. 1, 56, 57).
- законом, если это публичное соединение лиц или учреждение;
- договором, выраженным в уставе, если это частное соединение лиц;
- волею учредителя, выраженную в завещании или особом акте, если это частное учреждение.
Обладая имущественной правоспособностью, юридическое лицо, как фиктивное, не имеющей возможности самостоятельно вступать в отношения с третьими лицами, совершать сделки, облекать их в форму, - нуждается, очевидно, в особых представителях, чьи действия могли бы считаться действиями юридического лица. Через посредство этих органов юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности. Представители, которых деятельность восполняет отсутствие дееспособности юридических лиц, выполняют свою задачу или в пределах указаний закона (публичное юридическое лицо), или в пределах данного им полномочия (частное юридическое лицо), которое однако не может выходить из границ цели, для которой существует юридическое лицо. В этих пределах юридическое лицо несет ответственность за действия этих органов. Юридическое лицо всегда отвечает за сделки представителей, совершенные ими в качестве таковых, пока он соответствует закону или полномочию. Юридическое лицо, как фиктивное, не может нести уголовной ответственности, которая падает только на самого виновника. Поэтому уголовное наказание может падать только на представителей, виновного в противозаконном действии. Но возмещение имущественного ущерба, причиненного такими преступными действиями представителей, может быть возложено на юридическое лицо, если только совершенное преступное действие соединено с интересами юридического лица (например неосторожная эксплуатация железных дорог), а не составляет личного, частного дела представителя (убийство, выдача подложных векселей).
Юридическое лицо прекращается:
а) за истечением того срока, на который оно было учреждено;
b) вследствие достижения той цели, для которой возникло;
с) оно может быть прекращено силон закона, например, предположим отмену дворянских или мещанских обществ, или же административною властью, если будет вредным направление его деятельности, например, закрытие клуба, кружка (т. XIV, Уст. пред, и прес. преет., ст. 118).
К причинам, которые свойственны отдельным юридическим лицам, относятся:
Шершеневич
Г.Ф. Учебник русского гражданского права - М.: «СПАРК», 1995. С.94
d) для личных соединений - исчезновение личного состава, вследствие смерти или выхода, е) уничтожение имущественного состава для частных учреждений, например, истощение клубного фонда; сюда же относится несостоятельность юридических лиц. f) Для личных соединений имеет силу соглашение членов о прекращении, например, по постановлению собрания акционеров.
Здесь могут быть два решения: или имущество разделяется
между наличными членами или же, за неимением законных наследников у
юридического лица, оно должно поступить, как выморочное имущество, в казну.
Конечно, дело идет только о частных юридических лицах, потому что в отношении
публичных первое решение не может иметь применения. Вопрос о судьбе имущества
юридического лица на случай прекращения последнего настолько важен, что
обыкновенно предусматривается в уставах его. При молчании устава могут быть
приняты следующие правила. Раздел имущества наступает в личных соединениях,
товариществах, кружках, обществах и т.п. Переход в казну имеет место при
прекращении учреждении, например благотворительных или учебных. Впрочем, такое
последствие наступает только тогда, если учредитель или его наследники, за
невозможностью достижения намеченной цели, не просили в установленном порядке
об обращении оставшегося имущества на другое назначение (т. X, ч. 1, ст. 986). Наследственная масса,
не принятая в течении 10 лет, переходит в казну (т. X, ч. 1, ст. 1162 и 1167).