Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Проблема соотношения права и закона теоретиками
постклассического анархизма ставилась прежде всего как соотношение двух
противоположностей. Подчеркивалось, что право и законодательство "любого
из современных государств" это "две вещи не только разные, но и
противоположные"[1].
Юристы рассматривались как представители не права, а законодательства
конкретных государств. Основой противоположности права и закона признавалось
различие их целей. Цель права – "установление свободы, равной для всех
членов общества". Цели законодательства – "во-первых, сохранение
власти теми, кто её в
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.288
данный момент захватил, во-вторых, сохранение
имущества-теми, кто им в данное время владеет и, в-третьих, борьба со всеми
членами общества, которые вздумают посягать на власть и собственность. Таким
образом, даже самое передовое из современных законодательств имеет целью не
свободу, ... а единственно лишь охрану власти и капитала немногих людей в ущерб
большинству человечества"[2].
Противопоставление права и закона вело к некоторой
идеализации права и, наоборот, к недооценке закона. Право рассматривалось как
некий идеал свободы, равенства, для которого во все времена недопустимы
"компромиссы и половинчатые решения". В прогрессе же законодательства
прогнозировались пределы: категорически отрицалась возможность существования
правового законодательства или замена законодательства "истинным
правом"[3].
Теоретики постклассического анархизма подчеркивали, что
"анархизм отрицает не право вообще", а лишь стремление государства
отождествлять законы с правом, выступает против "права государства",
против "права, основанного на законе"[4].
В "споре права с законом" они видели выражение всевозможной борьбы
между людьми, "борьбы классов, борьбы человечества", полагая, что
лишь "социальная анархическая революция" разрешит этот многовековой
спор. "Право и закон,— писал А. Черняков, – таковы две силы общественного,
общечеловеческого существования; их согласие порождает порядок; их антагонизм
ведет к катастрофе. Область права – справедливость, область закона – возможное.
Право – идеального, свободного, анархического происхождения, закон же –
материального, властнического, насильственного"[5].
Право признавалось однопорядковым со свободой, жизнью, анархией. Закон
включался в один ряд с такими явлениями как рабство, война, угнетение. Право
автор полагал соответствующим анархии, а закон – государственной власти.
Отмечая различные качества права и закона, анархисты
стремились подчеркнуть "естественную" природу права и
"насильственный" характер закона, доказывая, что "здоровые потребности
и справедливые взаимоотношения людей не нуждаются в ... принудительном соблюдении"[6].
Законы признавались преградами, расставляемыми властью свободному развитию.
Юристы же должны обладать искусством обходить "букву закона, чтобы он
возможно меньше противоречил здравому смыслу и справедливости"[7].
А.Л. Гордин предпринял попытку разграничения права и закона
на основании сопоставления их социальной и политико-
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.289
экономической природы. В законе он видел определённую
ступень в развитии права, связанную с формированием политической надстройки –
решающей сферы организации труда, управления общественным организмом.
Законодательство возникает, когда "общение переходит из стадии
социализации в стадию политизации", и выделяется тип организаторов
общения, нормирующий с помощью закона "общественно-необходимое
насилие"[8]. Гордин
справедливо критиковал классический анархизм за идеализацию дозаконных форм
права, в частности, обычного права. Закон он рассматривал как "первую
ступень к обузданию произвола, тирании", как "гарантию от каприза, от
ничем необоснованного гнева тирана и наказания"[9].
Гордин видел в законе относительно прогрессивную историческую форму права,
соответствующую новому уровню развития общества, его движению в направлении к
мировой универсальной организации. Право Гордин называл ценностью поступка, а
закон – ценой поступка[10].
В определениях понятия закона (нормативного правового акта),
встречающихся в литературе постклассического анархизма, подчеркивалась его
неразрывная связь с государством, с политикой правящей группы, эксплуатацией,
ущемлением свободы личности и общества, отмечалась его классовая роль. А.А.
Карелин подчеркивал, что суть закона в том, что "это приказ правительства,
государства[11]. При этом
не имеет особого значения кто кому приказывает – большинство населения
меньшинству или наоборот. От этого зависит, чью конкретно волю выражает закон,
его содержание, но не сущность[12].
Карелин также определял закон как "прежде всего волю правительства",[13]
как институт, имеющий сходство с религиозными догматами и обрядами. А. Ге
характеризовал законодательство как выработанные государством "нормы
общежития, санкционировавшие рабство"[14].
При характеристике классовой роли законодательства, наряду с
констатацией буржуазности законов при капитализме,[15]
остро критическими замечаниями о нищете и фактическом бесправии народных масс и
праве на произвол буржуазного государства,[16]
отмечалась специфическая роль законов для формального продления
существования различных социальных групп, исчерпавших себя экономически.
Концепция Льва Черного развивала идеи классического
анархизма о классообразующем значении государства и законодательства, обращая
внимание на сложное взаимодействие политики, права с эволюцией классов.
Рассматривая понятие, клас-
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.290
сификацию и эволюцию классов, сословий и социальных группу
он приходил к выводу, что "сословия – это мертвые подклассы... предыдущей
исторической эпохи"[17].
Юридическая надстройка продлевает жизнь подклассов после того, как они
экономически сходят с исторической сцены. Законодательство, по Л. Черному,
выступает важным элементом в механизме исторической инерции,
"амортизируя" последствия исторического прогресса в социальной жизни.
Теоретики постклассического анархизма, с рядом оговорок,
отмечали отдельные аспекты позитивного значения законодательства: определенное
"воспитательное и сдерживающее значение",[18]
"некоторую пользу" "рабочего законодательства", принятого
под давлением рабочего движения,[19]
случаи "неглупого регулирования" законом "столкновений жизненных
интересов" (но "не чаще одного раза на тысячу случаев"),[20]
позитивную "реформаторскую миссию" законодательства XVIII в. по разрушению "исторически
сложившихся привилегий" и утверждению "естественного права
человека",[21]
историческую роль юридических норм в защите свободы личности "от
посягательств родового начала"[22]
и т.д. Однако, положительное значение законодательства виделось или в
прошлом, или как исключение. Поэтому "наилучшим законом" признавался
тот, который отменяет другой закон, и "не лучшим, но все же хорошим"
– тот закон, который "ограничивает те или другие "права"
государственных органов" (например, о децентрализации управления
промышленностью)[23]. Отмечалась
историческая изменчивость законов. Высказывалась мысль о связи общей эволюции
законодательства с эволюцией внутреннего мира человека, но подчеркивалось, что
закон "бледно и несовершенно" отражает происходящие изменения[24].
Значительное место в литературе постклассического анархизма
занимала критика нормативных правовых актов как формы права. Теоретики
анархизма скрупулёзно фиксировали разнообразные недостатки законодательства как
регулятора отношений в различных сферах общественной жизни. К основным
недостаткам закона они относили: экономическое и политическое покровительство
господствующим классам вплоть до "легализации их права на преступление";[25]
негуманность, чуждость личности и пренебрежение волей лиц, на которых он
распространяется;[26]
консервативность "мертвой буквы закона", отставание его от жизни и
противоречие прогрессу;[27]
неспособность закона как формы права отразить всю полноту жизни, его неточность
и неясность;[28]
отрицательное влияние на общественное сознание, наличие "массовых
заблуждений", связанных с
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.291
законом; утверждение психологии пассивности, "усыпление
самодеятельности";[29]
несоответствие нравственности, принижение личного достоинства, оскорбительность
для общества, поскольку "все подозреваются в самых отвратительных
преступлениях",[30]
некомпетентность, ограниченность законодателя и его неспособность учесть
будущее[31]
и т. д.
А.А. Карелин обосновывал порочность закона ссылками на
исторически сложившееся его восприятие в общественном сознании. По его мнению,
пословицы русского народа – "анархические пословицы", "когда
дело касается государства, закона или суда и только изредка в них
проскальзывает буржуазная "мудрость" государственника, утверждающего,
что "законы святы да исполнители лихие супостаты"[32].
Карелин писал также об аморальности такого принципа закона
как "разрешено все, что не запрещено". Поскольку, считал он, закон не
способен охватить все отношения и не ставит своей задачей регулировать
отношения с точки зрения нравственности, то он не должен давать своего рода
индульгенцию всем безнравственным поступкам, не предусмотренным законом[33].
Карелин подмечал один из моментов реального противоречия права и
нравственности, но выпускал из виду, что данный принцип довольно успешно
работает в сфере правового регулирования и не претендует на подмену собой
нравственности.
Новым моментом в критике законодательства постклассическим
анархизмом было распространение её на советские законы. При этом подчеркивалась
их связь с насилием, произволом государства. Например, в редакционной статье
"Нельзя молчать" проводилась мысль, что советское трудовое право
"узаконивает" "всякого рода насилие и эксплуатацию рабочих
государством"[34].
А.А. Атабекян писал об отсутствии в советских законах последовательности и
целесообразности[35]. Во многих
анархистских изданиях периода гражданской войны печатались протесты против
расстрелов и института заложников.
Критикуя законодательство, анархисты делали вывод, что
"все писанные законы в жизни, во-первых, излишни, а, во-вторых, ничего не
значат"[36]. Законы,
шагающие "в ногу с жизнью", признавались излишними, а отстающие от
жизни или опережающие её – отрицательными явлениями. "Отстающие
законы" тормозят развитие, а "забегающие вперед" – "в силу
ограниченности человеческих знаний и, в особенности, ума самих законодателей,
вырождаются в личный и партийный произвол..."[37].
В теории постклассического анархизма отрицание и критика
законодательства сочетались с признанием необходимости права,
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма
в России - М., Форум-М, 1994. - С.292
трактуемого, однако, по-разному. Можно выделить следующие
основные подходы теоретиков постклассического анархизма к пониманию права.
1. Индивидуально-психологическая концепция. Право рассматривалось
как феномен сознания и воли индивида, который признавался единственным судьей
своих поступков[38]. Право
понималось как мера индивидуальной свободы.
2. Социально-психологическая концепция. А.А. Боровой
полагал, что помимо законодательства и санкционированного государством права
"есть иное неписанное право, покоящееся на коллективной вере, коллективно
выработанном убеждении в справедливости притязаний, как личности, так и
общественного класса на полный продукт их творчества.
Каждый общественный класс имеет сознание своего права"[39].
Источник права, по Боровому, – классовое правосознание. В сохранившихся в
архиве Борового заметках к статьям и лекциям о государстве и праве, он отмечал,
что "право не укладыв[ается] в триаду: обычн[ое] право, зак[оны],
суд[ебная] практика"[40].
Боровой писал о "самопроизвольном развитии права"[41].
Социально-психологическая концепция права отражена и в
работах А.А. Карелина. "Под словом право, – писал он, – ... понимается
стремящаяся реализоваться массовая уверенность, что данные отношения людей
должны сложиться таким-то, а не иным определенным образом"[42].
Основы права, по Карелину, "лежат в коллективной массовой психологии"[43].
Л. Черный также исходил из того, что порядок в обществе
поддерживается не властью – принудительной системой воздействия, а
"правосознанием народа"[44].
С социально-психологической трактовкой права связана и
интерпретация суда над Сократом в одном из ранних произведений А.А. Солоновича
"Скитания духа". Солонович привносил в отмеченную концепцию элемент
нравственного и правового релятивизма. В отказе Сократа от побега он видел
поступок человека, познавшего относительность справедливости закона и
ограниченность её относительностью человеческого познания. Объектом закона, по
мысли Солоновича, являются не конкретные реальные свойства, мысли, действия
человека, недоступные для закона, а образ, представление о человеке в сознании
окружающих. Человек наказывается за то, что о нем думают другие, за тот образ,
который сложился в сознании окружающих. Сократ у Солоновича, размышляя о
законе, замечал: люди "приговорили к смерти того, кто производит на народ
впечатле-
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.293
ние безбожника..."[45].
Солонович отмечал относительность и историческую обусловленность справедливости
уровнем развития индивидуального и общественного сознания. Человек не может
нести "знание не по силам"[46].
Солонович полагал, что для свободной воли безразличны конкретные проявления
добра и зла в силу их относительности, что она руководствуется прежде всего
уровнем развития сознания, стремится к истине.
С точки зрения социально-психологического подхода
представляет интерес статья без подписи "Этика и право" в
анархистском журнале "Почин". Поскольку, рассуждал автор, многие тысячи
страниц законов люди не читали и не знают их, то что же тогда регулирует
поведение людей? "Очевидно, что общественный строй поддерживается не
государственными, а иными законами", которые "присущи самому
человеку, его психо-физиологии"[47].
Психо-физиологические основы права признавались неразрывно связанными с
нравственностью.
Психологические концепции права постклассического анархизма
(индивидуально-психологическая и социально-психологическая) были созвучны идеям
Л.И. Петражицкого, который в качестве основы права брал индивидуальную психику,
и теории M А. Рейснера, связывавшего
право прежде всего с сознанием социальных групп, классов. Анархическая психологическая
теория права, как и психологическая школа права в целом, несколько упрощала
такое многоаспектное явление как право. Сведение права к феномену сознания,
психики не учитывало ряда других важных граней его природы, в частности того,
что право – "объективно действующая, т.е. воплощенная в сети конкретных
правоотношений и поступков, система норм, действительно определяющая отношения
и поведения людей"[48].
Анархическая психологическая теория права имела и специфический
"ограничитель" методологического плана – ценностно-негативное
отношение к закону как форме права.
3. Концепция права как меры затраченного
общественно-полезного труда или ценностная концепция права обосновывалась в
работах A.Л. Гордина.
Рассматривая определение права немецкого юриста Рудольфа Иеринга ("Право
есть защищённый интерес"), Гордин отмечал, что в нем "нет собственно
определения, а есть лишь тавтология", поскольку защищенный интерес
останется правом лишь до тех пор, пока будет защищаться правовыми средствами. Понимание
права E.H. Трубецким как "ограниченной свободы" признавалось
справедливым в лучшем случае для прошлого, но не для будущего свободного
общества, идеалом которого будет расширение свободы до бесконечности[49].
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.294
По Гордину, право относится к сфере "оборота
поступков", имеющих социальную ценность. Каждый же поступок содержит в
себе элементы труда, усилий, затраты энергии и т.д. "Право, – писал
Гордин, – есть общественно-необходимое и общественно-полезное над кем-нибудь
совершенное насилие, то есть общественно-необходимый и общественно-полезный
труд"[50]. Насилие в
данном случае он понимал как усилие, трату энергии, труд. По Гордину, право
выступает как масштаб, мера затраченной энергии на совершение поступка, производства
товара, продукта. Право регулирует "обмен, торговлю поступков"[51].
"Право, – отмечал он, – есть тот общий модус для оборота поступков. Право
есть социальная ценность, лежащая во всех поступках, которые находятся, которые
циркулируют в нашем общительном обороте"[52].
Право определялось также как "меновая ценность, которая реализуется без
обмена в постоянном обороте. Право есть, если можно так выразиться, чековая
пожизненная система для поступающих, для действующих лиц"[53].
Появление института суда Гордин рассматривал как "национализацию торговли
поступками" (самосуд – "частная торговля, индивидуальный
обмен"). Возникновение такой формы права как закон он считал введением
официальной цены поступков, отражающей так или иначе их ценность (само право)[54].
В целом, оригинальная концепция Гордина – один из вариантов
поиска решения по проблеме соотношения права и экономики. В марксистской теории
права несколько позднее свой вариант "меновой" концепции предлагал
Е.Б. Пашуканис, признававший, что правоотношения логически и исторически
вытекают из меновых отношений[55].
4. Религиозно-нравственная концепция права толстовцев
основывается на противопоставлении законам государственной власти
нравственно-правовых императивов, согласующихся с соответствующими религиозными
убеждениями. Регуляторами общественной жизни В.Г. Чертков признавал
"требования совести", "разумность и нравственную
законность"[56]. Рассматривая
юридические науки как ложные, поскольку "они оправдывают насильнический характер
жизни", толстовцы исходили из того, что жизнь должна основываться на
"общечеловеческих" началах "разума, совести и любви"[57].
Признавались "неотъемлемые права каждого человека" на пользование
произведениями своего труда, на жизнь и т.д. Считалось недопустимым убийство не
только человека, но и животного, употребление "дурманов, водки, табака и
др. и мяса"[58]. В целом,
концепцию права толстовцев можно рассматривать как одну из религиозно-нравственных
разновид-
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.295
ностей теории естественного права, имевшую определенные
созвучия с трактовками соотношения права и нравственности у B.C. Соловьева,
отчасти – П.И. Новгородцева[59].
Необходимо отметить, что правовая теория постклассического
анархизма близка теории естественного права. Во всех анархистских концепциях права
присутствуют элементы естественно-правовой трактовки права: признание
естественных основ права, определённого набора неотъемлемых естественных прав,
выделение различных уровней правового регулирования, включая
естественно-правовой, и т.д. Л. Черный, признавая "высшей ценностью"
в сфере права естественное право,[60]
отметил одну из характерных черт анархического правового сознания.
5. Концепция права как "техники социальных
отношений". Право понималось в этом случае как универсальное
общечеловеческое средство оптимизации общения людей, соответствующее принципам
анархизма. Эта трактовка права встречается в работах А.А. Солоновича. "...
Право, – писал он в рукописи "Личность и общество", – есть техника
общественных отношений. Его задача – указать пути образования согласий и
оптимальные формы их в зависимости от целей самих согласий"[61].
Исторически, по Солоновичу, право тесно связано с моралью. В патриархальной
родовой коммуне, орде, племени, клане они существовали как нечто единое,
отсутствовало разделение обычая на право и мораль. В обществе, дифференцировавшемся
на личности и личные эгоизмы, "отдельно существуют право и
нравственность". В будущей анархической коммуне, полагал Солонович, они
вновь синтезируются, но "в нечто высшее" – "в нечто общее и в то
же время сложное"[62].
Право в человеческом обществе понималось как "техника" общения в
дифференцировавшемся на личности обществе. Право рассматривалось и как
средство, обеспечивающее, фиксирующее это новое качество в строении общества[63].
Сложность социальных отношений и в то же время личностно-генетическая
определённость права, по Солоновичу, ведут к "раздвоению" личности,
наряду с реальной, живой индивидуальностью возникает и "фиктивная" –
"юридическая личность". Постепенно эти "призраки – юридические
лица, отвлечённые понятия, абстрактные схемы, человеки с большой буквы...,
благо грядущих поколений и т.д." вытесняют реальную личность, подчиняют её
и заставляют "преклониться перед великими, божественными фетишами"[64].
Но на определенном историческом этане право не может обойтись без подобных
средств регулирования сложных отношений. Таким образом, Солонович строил свою
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.296
концепцию права, исходя из реальных противоречий между индивидуальными
и социальными, личностными и безличностными моментами в правовом регулировании.
Однако к этой концепции не сводилось его правопонимание. По сути это было
понимание одного из уровней права, являющегося, по Со-лоновичу, лишь моментом,
частным случаем более общей концепции космического права.
6. Концепция космического права – одна из форм
отмеченной выше космизации общественного сознания в России в начале XX в. Она развивалась в
теории анархизма параллельно с космизацией политической теории.
К исходным идеям концепции космического права можно отнести:
признание бесконечного прогресса человечества, сознания; обоснованную гипотезу
о закономерности освоения космоса и космической роли человечества; идеи о
многообразии форм сознания и жизни, о наличии общих законов развития Вселенной,
о различных уровнях сознания и т. д.
Важным моментом в формировании космической политической и
правовой теории анархизма явилось осмысление человечества как неотъемлемого,
естественного элемента в складывающейся релятивистской модели Вселенной. Ранним
мистическим анархизмом (Г.И. Чулков и др.) подчеркивалась относительность
необходимости, динамичность "начала нормы" и определенная роль
творчества личности как момента эволюции мирового процесса[65].
Отмечалось значение внутренней связи (связей на уровне глубин внутреннего мира)
для единения мира и регулирования отношений. Мистика, писал В.И. Иванов, –
"сфера внутренней свободы". Внешние нормы для мистика признавались
необязательными или прямо враждебными[66].
Позднее биокосмисты идею относительности необходимости и закономерности
распространяли на космос, включающий человека как активный фактор космической
эволюции[67]. А.Л.
Гордин определял свободу "как могущество, а не как отсутствие законов,
мешающих мне действовать, поступать"[68].
Политическое освобождение, новое развитие права связывались им с вступлением в
планетарную фазу развития человеческой цивилизации. Постепенно ряд теоретиков
анархизма приходили к идее, что принципы "анархического права" есть
принципы космического права.
Биокосмисты (А. Святогор,[69]
П. Иваницкий, А. Ярославский) выдвигали идеи о праве человека на жизнь в
космосе, на перемещение в бесконечном пространстве, на бессмертие. Значительный
интерес в плане формирования концепции космического права представляют работы
А.А. Солоновича.
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.297
В рукописи "Личность и общество" Солонович
отмечал, что "проблема добра и зла совсем не решается в пределах жизни
земли и жизни земной"[70].
Эта проблема "разрешима только в размахе вселенной и только для того, кто
познал в себе бытие бессмертной индивидуальности"[71].
Солонович полагал, что человечество приблизилось в своем развитии к моменту
формирования новой мировой религии, которая интегрирует все предшествующие. Но
если три предыдущих "наиболее высоких мировых религии", – Кришны,
Будды и Христа – религии этические, то новая религия, необходимость утверждения
которой возникла, будет "религией права"[72].
Солонович считал, что эта новая религия (или учение) права позволит людям осознать
себя членами "общечеловеческого коллектива", принять ответственность
"за все зло на земле", интегрировать в единую правовую систему
отношения в различных сферах бытия и на разных уровнях, соответствующих уровням
не только сознания, но и подсознания, надсознания[73].
В другой, также неизвестной в литературе, работе Солоновича
"Пандемонизм" (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) отмечалось, что
"социальная проблема... развертывается до космического вселенского
масштаба", что "лозунг "свобода, равенство и братство"
становится мировым лозунгом". "Разрешив социальную проблему у себя на
Земле, – продолжал Солонович, – человек ставит её в её космическом значении и,
таким образом, после достижения вершин Мировой Революции он видит перед собой ещё
более высокие вершины "Преображения мира". Религии этики переходят в
религию права в масштабах уже вселенского размаха"[74].
Исходя из своего методологического релятивизма и философии мистицизма,
Солонович полагал, что в бесконечной Вселенной право приобретает качественно
новые свойства и выступает средством регулирования отношений между
многообразными субъектами права, в которые он включал реальные, гипотетические
и мистические проявления сознания и жизни. Космически поставленная
"проблема права", по Солоновичу, "задает задачу создать общество
на основе свободы, равенства и братства из таких разнородных элементов, как
люди, животные, растения, насекомые, минералы, духи планет и стихий и т.д.
Как установить гармонию в подобном многообразии – вот одна
из величайших проблем будущего и настоящего"[75].
По убеждению Солоновича, принципом космического права будет не гуманизм, а
более общее интегрирующее начало, признающее ценность всех возможных проявлений
жизни и сознания. Гуманизм он понимал как один из более частных моментов этого
общего принципа.
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.298
Концепция космического права явилась качественно новым моментом
в правовой теории анархизма. Несмотря на её фрагментарность, незавершенность,
концепция представляет значительный интерес как одна из первых попыток
осмысления новых проблем, вставших перед общественным сознанием в начале XX в. и предшествующая формирующимся
во второй половине XX
в. научным представлениям о космическом праве, метаправе[76].
При всем различии рассмотренных концепций права
постклассического анархизма они имели один общий существенный момент –
противопоставление права и закона, признание их принципиальной несовместимости.
В этом заключался один из главных моментов преемственной связи классического и
постклассического анархизма, а также отличие анархизма в целом от других
концепций различения права и закона.
Завершая рассмотрение проблемы соотношения права и закона в
постклассическом анархизме, отметим основные черты моделируемого им
"анархического права",[77]
которое должно, по мысли теоретиков анархизма, прийти в будущем на смену
законодательству. К ним относятся: общечеловеческий характер права;[78]
всесторонняя свобода личности и ответственность за неё как основополагающий
принцип;[79] равенство
всех членов общества;[80]
тесная связь права и нравственности;[81]
договорность и конвенциональность права (то есть действие его с согласия тех
лиц, на кого оно распространяется), отсутствие государственных средств
принудительного обеспечения норм права;[82]
вечность права[83] и его
бесконечное совершенствование, подвижность;[84]
отказ от принципа подчинения меньшинства большинству и учет интересов
меньшинства и отдельной личности[85].
В целом гуманные и нравственные основы права будущего
общества, предлагаемые теорией анархизма, оставались во многом утопическими
гипотезами, проектами в условиях объективной необходимости государственно
организованного общества. Теоретики постклассического анархизма, понимая в
определенной мере утопичность анархизма, особенно после 1917 г., стремились
избегать указаний о сроках осуществления анархистского идеала и относили его
реализацию, как правило, в неопределенное будущее.
К формам права в обществе, в котором не будет законов и
государства, теоретики постклассического анархизма относили обычное
право,"[86] договоры и
"добровольные соглашения",[87]
"советы-указания инициативных групп",[88]
анархическое писанное право – "кодекс технико-правовых норм",[89]
естественные права[90].
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.299
Предусматривались и определенные средства обеспечения норм
"анархического права". В их числе были различные меры общественного
влияния и воздействия (от советов, замечаний, до исключения из общин, союзов,
ассоциаций и т.д.), самодисциплина,[91]
самозащита,[92] "состязание
за право" в органах будущей общественной юстиции,[93]
дуэли вместо смертной казни[94].
Допускалось (в крайних случаях) применение средств психиатрии вместо
государственного принуждения по отношению к некоторым преступникам[95]
и т.д.
Таким образом, в постклассическом анархизме получило
определенное развитие анархическое учение о праве, был выдвинут ряд новых для
данного типа сознания идей, концепций, наметилось несколько вариантов подходов
к пониманию права. Отражая в совокупности новый уровень развития правового
сознания анархической ориентации, концепции права постклассического анархизма
отличались определенной односторонностью.
Критика законодательства в постклассическом анархизме,
несмотря на наметившийся более широкий подход к его оценке, оставалась
несколько тенденциозной. Не всегда учитывалось, что различные свойства закона в
многообразных, общественных отношениях могут проявляться неоднозначно.
Недооценивался многогранный творческий потенциал закона как объективно
необходимой исторически обусловленной формы права, значение и роль которой
определяется системой экономических, социальных, политических, правовых,
духовных факторов, всем историческим контекстом функционирования права.
Интегрирующее и стабилизирующее значение закона в общественной системе также не
вполне учитывалось. Отражая отдельные стороны правовой реальности, анархическое
сознание нередко выпускало из виду другие моменты сложных и неоднозначных
правовых явлений, их диалектики[96].
Во многом это предопределялось ценностно-негативным отношением к закону.
Новые аспекты соотношения права и закона в постклассическом
анархизме были связаны прежде всего с разработкой альтернативных концепций
права как противоположности отрицаемому закону. В результате в анархических
трактовках права и закона проявились две противоположные тенденции: 1)
стремление более взвешенно и многопланово выяснить их соотношение, отметить
относительное социальное значение закона; 2) углубление разрыва между правом и
законом в анархическом сознании. В этом нашли выражение такие черты постклассического
анархизма (и анархизма в целом) как противоречивость и утопичность.
Ударцев
С. Ф. Политическая и правовая теория
анархизма в России - М., Форум-М,
1994.
- С.300
[1] Бывший юрист. Правда о юристах //Хлеб и воля, 1905, № 18. С. 12.
[2] Там же.
[3] Там же. С. 12
[4] См.: Боровой A.A. Анархизм. М.,1918. С. 136,146; Атабекян Ал. Децентрализация права //Почин, 1922, ЛГ № 2. С. 7.
[5] Черняков Александр. Анархия //Анархия (Буэнос-Айрес), 1930, № 1, май. С. 2.
[6] Неформальная кооперация //Почин, 1920, № 5. С. 1.
[7] Там же.
[8] См.: Гордин A. Л. Интериндивидуализм. М., 1922. С. 109.
[9] Гордин А.Л. От юридического.анархизма к фактическому. М., 1920. С. 7.
[10] См.: Гордин АЛ. Интериндивидуализм. М., 1922. С. 109.
[11] См: Карелин A.A. Что такое анархия? М., 1923. С. 17; Он же. Закон, его сущность и значение для общественной жизни //Рассвет, 15 июля 1925 г. С. 2.
[12] Карелин Апполон Андреевич (1863-1926) – один из видных теоретиков права постклассического анархизма, по образованию юрист. Активно сотрудничал в разные годы с анархическими изданиями "Хлеб и воля", "Голос Труда", "Буревестник", "Труд и Воля", "Вольная жизнь", "Рассвет" и др. Избирался секретарем Всероссийской Федерации Анархистов-Коммунистов и членом ВЦИК.
[13] См.: Рассвет, 15 июля 1925 г. С. 27
[14] Карелин А.А. Закон, его сущность и значение для общественной жизни //Рассвет, 11 июля 1925 г. С. 2.
[15] Ге [Голберг] А. Социалистическое грехопадение и возрождение рабочего Интернационала //Рабочее Знамя, 1915, № 2. С. 1.
[16] См.: Оргеиани К. [Гогелиа Г.] В каких условиях создается рабочее законодательство //Рабочий мир, 1914, № 4. С. 5.
[17] Черный Л. [Турчанинов П.Д.] О классах. III. //Анархия, ЛГ № 7, 23 октября 1917 г.
[18] Турчанинов Павел Дмитриевич (1878-1921) – один из видных теоретиков постклассического анархизма. Учился на медицинском факультете Московского университета. Как революционер подвергался арестам, дважды был сослан в Сибирь. Автор книги "Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм" (М., 1907) и многочисленных статей. В 1910-х гг. в эмиграции готовил многотомный труд ("1. История культуры. 2. Социометрия. 3. Социология. 4. Современный строй. 5. Будущий анархизм. 6. Тактический и организационный сборник". См.: ГАРФ, ф. 1129. оп. 2, ед.хр. 2757), который не успел завершить и опубликовать.
[19] См.: Артемьев E. О воспитательном значении закона //Рассвет, 4 июля 1925 г. С. 4.
[20] См.: Оргеиани [Гогелиа Г.] В каких условиях создается рабочее законодательство //Рабочий мир, 1914, № 1. С. 7, В то же время отмечалась "большая опасность" "рабочего законодательства" на том основании, что рабочий класс не сможет разобраться в классовом смысле "сложных юридических формул", и что создается "иллюзия... не классовой, а общечеловеческой деятельности" (там же).
[21] Карелин A.A. Закон, его сущность и значение для общественной жизни //Рассвет, 11 июля 1925 г. С. 2.
[22] Солонович A.A. Всероссийская генеральная конфедерация интеллектуального труда //Революционное творчество, 1918, № 1-2. С. 83. Отмечалось также, что эта миссия уже исполнена и законодательство должно уступить своё место другим формам регулирования отношений.
[23] Солонович А.А. Анархическая общественность //Рассвет, 13 апреля 1925 г. С. 2.
[24] См.: На путях к здравому смыслу //Почин, 1920, . № 11. С. 1.
[25] Кое-что о преступлении и наказании //Буревестник, 1908, № 12. С. 3.
[26] См.: Артемьев Е. О воспитательном значении закона //Рассвет, 4 июля 1925 г. С. 4.
[27] См.: АН. Кое-что о преступлении и наказании //Буревестник, 1908, № 42. С. 4; Проблема социального раскрепощения и государство //Рассеет, 25 января 1925 г. С. 2.
[28] См.: Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 11 июля 1925 г. С. 2. и 15 июля 1925 г. С. 2.
[29] См.: Артемьев Е. О воспитательном значении закона //Рассвет, 4 июля 1925 г. С. 4; Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 14 июля 1925 г. С. 2 и 15 июля 1925 г. С. 2.
[30] См.: Карелин АА Закон, его сущность... //Рассвет, 14 июля 1925 г. С. 2 и 15 июля 1925 г. С. 2.
[31] См.: там же, 13 июля 1925 г. С. 2 и 15 июля 1925 г. С. 2.
[32] См., напр.: там же, 14 июля 1925 г. С. 2; Этика и право //Почин, 1920, № 7. С. 3. См.: Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 15 июля 1925 г. С. 2.
[33] См.: Ладогин [Карелин А.А.] Крестьянский анархизм //Вольная жизнь, 1920, № 5. С. 1. См. эту статью также в газете: Рассвет, б апреля 1925 г. С. 2. В подтверждение критического отношения народа к законам и государственному суду, Карелин приводил длинный перечень пословиц.
[34] См.: Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 13 июля 1925 г. С 2.
[35] Нельзя молчать //Волна, 1921, № 49. С. 4.
[36] [Атабекян А.А.] Разрушение кооперации //Почин, 1920, № 3. С. 1.
[37] А.Б. [Боровой А.А.] Писанные и неписанные законы //Рассвет, 10 марта 1925 г. С. 2. М Этика и право //Почин, 1920, № 7. С. 3.
[38] См.: Андреев А.А. Неонигилизм. М., 1922. С. 104.
[39] Боровой А.А. Революционное творчество и Парламент. М., 1917. С. 82.
[40] Боровой А.А. Государство и право. Политика. Материалы к статьям и лекциям. — РГАЛИ, ф.1023. оп.1, ед.хр. 103. №.37. Суть права, писал он в другой работе, не "в канцелярских бумагах, а в сознании людей" (А.Б. [Боровой А.А.] Писанные и исписанные законы //Рассвет, 10 марта 1925 г. С. 2.)
[41] РГАЛИ, ф. 1023, оп. 1, ед.хр. 103. Л. 38.
[42] Кочегаров А. [Карелин А.А.] К вопросу о коммунизме //Хлеб и воля, № 2. С. 29.
[43] Там же.
[44] См.: Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия //Анархия, //»22, 20 марта 1918 г. С. 2.
[45] Солонович А.А. Скитания духа. М., 1914. С. 59.
Солонович Алексей Алексеевич (1887- ок.1937) — один из крупнейших теоретиков постклассического анархизма, математик и философ. Был репрессирован, умер в тюрьме, объявив голодовку. Реабилитирован посмертно. Автор многочисленных статей в российских и эмигрантских изданиях. Известно, что после ареста Солоповича остались неопубликованными и бесследно исчезли машинописные рукописи крупных его работ: трехтомное исследование о М.А. Бакунине и три курса лекций: "Элементы мировоззрения", "Мистический анархизм", "История философии". См. также: Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Умер ли анархизм? В сб.: Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып.2. М.: Институт экономики РАН, 1992. С. 124-127.
[46] См.: Солонович А.А. Скитания духа. М., 1914. С. 60-61.
[47] Этика и право //Почин, 1920, №7. С. 3. Автором этой статьи мог быть А.М. Атабекян или А.А. Карелин. По мнению автора статьи, "презумпция знания закона" является "нелепой" и больше всего необходима государственной власти, которая иначе "не могла бы претендовать на подчинение всех своим законам, следовательно, она не могла бы и существовать" ( там же. С. 2.).
[48] Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 216.
[49] См.: Гордин АЛ. Интериндивидуализм. М., 1922. С. 103.
[50] См.: Гордин АЛ. Интериндивидуализм. М., 1922. С. 106.
[51] Там же. С. 107.
[52] См.: там же. С. 107.
[53] Там же.
[54] См.: там же. С. 108-109.
[55] См.: Плотниекс А.А. Становление и развитие марксистско-ленинской общей теории права в СССР. 1917-1936. Рига, 1978. С. 182-184 и др.; Исаев ИА Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. С. 27-30, 38-46 и др.; Пашуканис Е.Б. Избр. произв. по общей теории права и государства. М., 1980.
[56] См.: Чертков В.Г. Об участии в "Объединенном Совете Религиозных Общин и Групп" //Голос Толстого и единение, 1919, ЛГ № 46(12). С. 20.
[57] См.: Беседа группы единомышленников Льва Николаевича Толстого // Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. М., 1989. С. 446, 448.
[58] См.: Устав коммуны "Жизнь и труд". 1931 год /Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы. М., 1989. С. 450.
[59] См., напр.: Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. С. 88-90.
[60] См.: Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия //Анархия, № 13, 7 марта 1918 г. С. 2.
[61] Солонович АА Личность и общество (1927). — РГАЛИ, ф. 1023, оп. 1, ед.хр. 1051. Л. 47. См. также: Черняков А Анархия //Анархия, 1930, № 4. С. 2.
[62] См.: Солонович А.А. Анархическая общественность //Рассвет, 14 апреля 1925 г. С. 2.
[63] См.: Солонович А.А. Анархическая общественность //Рассвет, 16 апреля 1925 г. С. 5.
[64] Там же.
[65] См.: Чулков Г. Генрик Ибсен. Соч. Т. 5. СПб., 1912. С. 163, 195.
[66] См.: Иванов Вяч. Идея неприятия мира и мистический анархизм. В кн.: Чулков
[67] О мистическом анархизме. СПб., 1906. С. 17-18.
[68] См. также: Гордин А.Л. Уход //Волна, 1920, № 11. С. 13.
[69] См.: Святогор А. [Агиенко А.Ф.] Биокосмическая поэтика (пролог или градус первый) //Универсал, 1921, № 5/b. С. 6.
[70] Солонович А.А. Личность и общество (1927). — РГАЛИ, ф. 1023, оп. 1, ед.хр. 1051. Л. 12.
[71] Там же. Л. 13.
[72] См.: там же. Л. 36. Солонович соглашался, что этот новый духовный феномен можно назвать не религией, а учением (там же).
[73] См.: там же. № 36-1.
[74] [Солонович А.А.] Пандемонизм. Хранится в личном архиве. Есть основание полагать, что "Пандемонизм" — одна из лекций, прочитанных А.А. Солоновичем в период заключения в лагере и переданных на свободу.
[75] [Солонович А.А.] Пандемонизм. Хранится в личном архиве. Идеи, сходные с развиваемыми АА Солоновичем, были известны уже в античном мире. Цицерон, например, писал, что "выдающиеся и ученые мужи Пифагор и Эмпедокл заявляют,что все живые существа находятся в одинаковом правовом положении; они утверждают, что тем, кто нанесет повреждение животному, грозит бесконечная кара" (Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 60). Солонович придал этим идеям космический и анархический характер.
[76] См., напр.: Статьи в сборниках Трудов чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (секция "К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса"): Жуков Г.П. Актуальные проблемы международного космического права (XV чтения); Каменецкая Е.П. Космос и международное сотрудничество (XVI чтения); Лазарев М.И. Международно-правовые проблемы обживания космоса (XIV чтения); Рубцов В.В., Урсул АД. Контакт цивилизаций и проблемы метаправа (XXII чтения) и др.
[77] См.: Боровой АА Анархизм. М., 1918. С. 146; Солонович АА Личность и общество. – РГАЛИ, ф. 1023, оп. 1, ед.хр. 1051. Л. 46.
[78] См.: Солонович А.А. Личность и общество. — РГАЛИ, ф. 1023. оп. 1, ед.хр. 1051. Л. 36. Александр Черняков также писал, что будущее анархическое общество будет спаяно "общечеловеческим цементом" — "наивысшей человеческой моралью, нравственностью, любовью и общечеловеческим совершенством" (Черняков А. Анархия. //Анархия, 1930, № 2-3. С. 2.)
[79] А.А. Карелин полагал, что основным "неписанным правом" анархического общества должно быть правило: "вольным — воля". См.: Карелин А.А. Что такое анархия? М., 1923. С. 57. См. также: Боровой АА Анархизм. М., 1918. С. 146.
[80] См., напр.: Карелин А.А. Об анархии // Вольная жизнь, 1920, № 14. С. 4; Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия // Анархия, № 116, 12 марта 1918. С. 2-3.
[81] См., напр.: Черняков А Анархия. // Анархия, 1930, № 2-3. С. 2; Карелин А.А. Закон, его сущность... // Рассвет, 22 июля 1925 г. С. 2.
[82] См., напр.: Боровой А.А. Анархизм. М., 1918. С. 140, 141, 146; Оргеиани К. [Гогелиа Г.] Государство и право //Анархист, 1907, № 4. С. 3; Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия // Анархия, № 13, 7 марта 1918. С. 2.
[83] См.: Боровой А.А. Анархизм. М., 1918. С. 140.
[84] См.: Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 21 июля 1925 г. С. 2.
[85] См.: Карелин А.А. Что такое анархия? М., 1923. С. 54; Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия //Анархия, №18,15 марта 1918 г. С. 2.
[86] См., напр.: Буслаев Василий [Карелин A.A.] Вольные города //Вольная жизнь, 1920, ЛГ № 4. С. 7; Карелин АА Что такое анархия? М., 1923. С. 54.
[87] См., напр.: Черняков А. Анархия // Анархия, 1930, № 4-5. С. 2; Карелин А.А. Закон, его сущность... // Рассвет, 21 июля 1925 г. С. 2.
[88] См.: Карелин А.А. Что такое анархия? М., 1923. С. 48. Отмечалось, что эти советы будут иметь значение рекомендаций.
[89] См.: Солонович А.А. Личность и общество. — РГАЛИ, ф.1023, оп. 1, ед.хр. 1051. Л. 47.
[90] Активно разрабатывалась, например, проблема "право на жизнь". См.: Кочегаров А. [Карелин АА.] К вопросу о коммунизме //Хлеб и воля, 1909, № 2. С. 34; Долинин Е. Необходимость коммунизма // Вольная жизнь, 1919, № 11. С. 11; Карелин А.А. Смертная казнь. Детройт, 1923. С. 44-45.
[91] См.: Назаров И.Т. Абсолютный эволюционный индивидуальный анархизм и свобода духа. Пг., 1917. С. 7, 8.
[92] См.: Карелин А.А. Что такое анархия? М., 1923. С. 54.
[93] См.: Черный Л. [Турчанинов П.Д.] Государство и анархия //Анархия, № 18, 15 марта 1918 г. С. 2.
[94] См.: там же.
[95] См.: Карелин А.А. Закон, его сущность... //Рассвет, 22 июля 1925 г. С. 2.
[96] См., напр.: Ударцев С. Ф. Правопонимание и правовое государство (К проблеме эволюции правопонимания) //Известия АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1989, № 5. С. 28-33.