Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Сущностное понимание законности связано еще с одним важным критерием ее отграничения от сходных правовых явлений — реализации норм права и правопорядка. Это касается определения субъектов законности.
В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные
526_Н. В. Витрук
лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
В свое время профессор Н. Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата[1].
По нашему мнению, уточнение круга субъектов законности было осуществлено в Конституции СССР 1977 г. и конституциях республик, принятых в 1978 г. Статьей 4 Конституции СССР, соответствующими по содержанию статьями конституций входивших в состав Союза республик состояние законности было поставлено в прямую зависимость от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями.
Согласно ст. 4 Основного закона России, Российская Федерация, все ее государственные органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод человека и гражданина. Как сказано далее в указанной статье, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.
Законность как раз и состоит в том, что должностные лица полно выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают
Законность: понятие, защита и
обеспечение527
виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое правонарушение.
Граждане могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и упрочению.
Каких-либо серьезных аргументов против высказанной точки зрения относительно исключения из числа субъектов законности граждан и других лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства) в научной литературе не приводится. Типичной, однако, здесь является позиция, согласно которой «законность едина, и она одинаково обязательна для всех — и для органов власти, и для граждан»[2]. Далее, по мнению М. С. Строговича, в демократическом государстве все одинаково подчинены законам, что не позволяет исключить из понятия законности соблюдение и исполнение законов гражданами. Ему следует и В. В. Лазарев, подчеркивая, что ограничение субъектов законности и, следовательно, ее нарушений не оправдано. Почему? «Принцип законности, — декларирует автор, — является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий»[3]. Такое заявление вряд ли может удовлетворить и дать ответ на целый ряд вопросов.
Законность есть система реально действующего права. Это означает следующее.
[1] Наличие в обществе и государстве правового законодательства. Иными словами, это означает, что действующие законы (Конституция и др.) адекватно выражают идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства.
528Н. В. Витрук
Отсюда законность здесь точнее было бы определить как праеозаконность.
В плоскости практической государственной деятельности правозаконность наряду с прочим означает соответствие Конституции и других законов принципам и нормам международного права, международным стандартам, неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека.
Применительно к иерархии системы правовых нормативных актов Конституция и другие законы обладают высшей юридической силой. Это качество диктует требование непротиворечивости подзаконных актов содержанию Конституции и других законов.
[2] Полное осуществление, реализацию (в разнообразных формах) Конституции и других законов в действиях должностных лиц государственных органов и общественных объединений, как тех, которые призваны обеспечивать пользование гражданами и другими лицами предоставленными им правами и свободами, так и тех, кто по закону должен защищать указанные права и свободы в случае их нарушений либо при наличии конфликтов между гражданами и должностными лицами.
[3] Эффективную защиту действия Конституции и других законов. Эта система юридической защиты включает как систему государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.
Наличие этих трех элементов и составляет содержание законности (правозаконности) как системы реально действующего права в свободном обществе.