Сегодня |
||
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК |
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими
чувственными теориями космоса
Взаимное влияние Платона и Евдокса
Общее отношение к философии в Ликее
Не нужно удивляться тому, что платонику Евдоксу, как самому
Платону, космическая фигура и основные космические движения небесных светил
представлялись сферическими. Не забудем того, что греческое мироощущение вообще
было основано по преимуществу на зрительном восприятии, и что также и весь
космос представлялся в виде круглой тарелки, плавающей на воде, причем дно этой
тарелки представлялось сверху, а не снизу. У Анаксимандра космос представлялся
в виде цилиндра, но окружен этот, цилиндр был у него кругами, наполненными
огнем. Таким образом, у Анаксимандра мы находим также шарообразное небо,
состоящее из своеобразных огненных «шин»; а видимые нами небесные светила
являются отверстиями в этих небесных шинах, благодаря чему оказывается видимым
этот внутрисфероидальный огонь. У Платона можно обнаружить целых пять попыток
представить себе фигуру космоса. И одна такая попытка рисует нам тоже
шарообразное небо; но мировая ось обрисована здесь в виде космического
веретена, вокруг которого и вращаются небесные сферы. У Эмпедокла космос то
появляется, то погибает в огне, и это вечное возвращение не имеет конца. У
Демокрита тоже каждый отдельный космос конечен, и наш космос появился из вихря,
то есть из бурного и хаотического движения атомов. Но космосов этих, по Демокриту,
существует бесконечное множество, так что в конце концов мир бесконечен. После
всего этого можно ли удивляться тому, что у Евдокса мир тоже шарообразен и что
эта шарообразность космоса характерна и для Платона, и для Аристотеля?
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.253
Правда, вероятно, именно Евдокс внес в Платоновскую Академию
одну очень важную идею, о которой мы скажем ниже и которая была обоснована
методом так называемого исчерпывания, подчеркивавшим идею бесконечности в
пределах общих сферических представлений о космосе.
На расхождение Евдокса с Платоном указывает Аристотель.
Именно, критикуя изолированный мир платоновских идей, Аристотель в «Метафизике»
[1]
утверждает, что идеи вещей ничего не объясняют в самих вещах, даже при условии,
какое мы находим у Анаксагора и Евдокса, учивших, что идея (заметим, что сам
термин «идея» у Анаксагора не встречается) вещи относится к самой вещи так же,
как белизна относится к белому предмету. Другими словами, Евдокс в сравнении с
Платоном склонен был понимать все идеальное как разновидность материального,
почему и вся его теория сфер была не чистым идеализмом, но лишь утонченным
материализмом. Вероятно, Евдокс действительно был каким-то промежуточным звеном
между Платоном и Аристотелем, поскольку и сам Аристотель вовсе не отрицал
самостоятельного существования идей, но приписывал им существование внутри
отдельных вещей. Для истории мысли такое промежуточное звено между Платоном и
Аристотелем нельзя не считать замечательным явлением, а следовательно, и
Евдокса — тоже реформатором материализма в сторону идеализма или идеализма в
сторону материализма.
Нужно иметь в виду, что Евдокс, даже если считать его
платоником, в то же время прославился как знаток многих эмпирических наук. Он
был прежде всего математик (особенно геометр) и астроном. Но источники говорят
о его трудах в области медицины, географии и этнографии. Все такого рода науки
успешно развивались в Греции и, хотя иной раз они и совмещались в том или ином
исследователе, они еще нигде не были сведены воедино и не были объединены под
каким-либо одним или несколькими принципами.
Сделавшись учениками Платона, Евдокс, а за ним и Аристотель
стали первыми мыслителями именно в области единства эмпирических и
теоретических познаний человека. Что Платон оказал на этих философов огромное
влияние — этого никак нельзя отрицать, хотя в самой Академии из всех наук
процветали как раз математика и астрономия, дальше всего стоявшие от частных и
детальных эмпирических исследований. И все-таки Академия,
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.254
как мы сейчас сказали, дошла до уяснения логического
единства человеческого знания. Оставалось только применить это учение об основных
принципах к эмпирическому исследованию, и это-то как раз и выпало на долю
Евдокса и Аристотеля. Однако, чтобы соблюдать историко-философскую и
историко-филологическую точность, которая часто отсутствует в изложениях
философии Аристотеля, нужно помнить, что принцип единства понятий был уже
давным-давно выработан у Сократа, всегда стремившегося к обобщениям, которые не
могли бы сводиться к отдельным наблюдаемым фактам. Ни с чего другого, как
именно с исследования этих обобщенных понятий, началось творчество самого
Платона.
Однако Платон внес в эту сократовскую теорию обобщенного
знания один чрезвычайно важный принцип, который больше всего как раз был
выражен у Евдокса, а именно, принцип так называемого исчерпывания. Но этот
принцип станет ясным для нас после указания на основную черту расхождения
Платона и Аристотеля в вопросе соотношения идеи и материи.
Несмотря на огромное интеллектуальное пристрастие к наличию
этих обобщенностей, или, как выражался Платон, к самим этим «эйдосам», или
«идеям», Платону всегда претил полный дуализм идей и материи. Конечно, изучая
идеи сами по себе, без тех вещей, для осмысления которых они впервые как раз и
формулированы, очень легко оторваться от изучения самих вещей. Да такой отрыв
иной раз был даже и необходим для четкого и внимательного изучения двух этих
проблем независимо друг от друга. В «Пармениде», например, Платон дает
замечательную абстрактную диалектику идей, в которой нет ни слова ни о каких
чувственных вещах. Однако этот разрыв у Платона вовсе не принципиален. Он
проводится здесь только для удобства и отчетливости диалектического анализа. И
в этом» убеждает нас не только каждый диалог Платона, но, прежде всего, тот же
«Парменид.» Именно в «Пармениде» содержится подробное рассуждение о
недопустимости изолированного, самостоятельного существования идей и вещей и в
самых решительных тонах признается не только раздельное существование идей и
вещей, но также их ближайшее взаимодействие.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.255
Подобные рассуждения Платона вряд ли были возможны без
воздействия Евдокса, который и для Аристотеля имел огромное значение. Все эти
философы в конце концов сходятся в том, что идея вещи, существует ли она вне
вещи или внутри ее, во всяком случае, необходима для познания каждой отдельной
вещи. Но Платон только выдвигает на первый план обобщенное существование идей,
вовсе не отрицая при этом идей единичных вещей. Аристотель же выдвигает на
первый план именно эти единичные идеи, вовсе не отрицая также и общего
существования мира идей вообще. Дальше мы увидим, что Аристотель даже
продвигает вперед платоновское учение об общем существовании мира идей, называя
его космическим Умом и Перводвигателем. И чтобы понять, как можно перейти от
понимания идеи вещи к существованию самой вещи и, наоборот, от конкретной вещи
к самой идее вещи, Евдокс и выдвинул свои метод исчерпывания.
Евдокс, как мы знаем, является по преимуществу
представителем хотя и обобщенного, но все же эмпирического знания Эмпирическое
же знание, основанное на непосредственном наблюдении человека над вещами,
свидетельствует нам о непрерывной изменчивости, текучести вещественного мира,
настолько непрерывной, что невозможно даже зафиксировать каждую отдельную вещь
в ее специфике Это хорошо понимали уже и Гераклит, и Эмпедокл, и Анаксагор. Как
же теперь быть в поисках точною эмпирического знания, если все сплошь и
непрерывно течет. Платон выставил понятие идей, то есть тех опорных пунктов
непрерывной текучести, которые являются как бы ее вехами и дают возможность ее
распознать и зафиксировать Однако для этого сама идея должна быть достаточно
гибкой и текучей, так как иначе она только схватит отдельные прерывные вехи
текучести, а не самое текучесть как таковую. Нужно было понимать идею вещи не
только устойчиво и стабильно, но как принцип неустойчивости и текучести. Сама
идея вещи неподвижна. Но для обоснования теории знания необходимо, чтобы эта
устойчивая идея обосновывала собою всю неустойчивость и текучесть
соответствующей вещи Вот здесь-то и понадобился Евдокс со своим методом
исчерпывания.
Изучая Платона, мы находим, что каждая идея может и должна
подвергаться бесконечному делению, причем таковой же является и всякая вещь.
Это в полном
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.256
смысле слова можно назвать античным учением о бесконечно
малых величинах. Бесконечно малым в Новое время стали называть то что может
стать меньше любой заданной величины. Бесконечно малое не есть какая-то
устойчивая величина, которая дальше уже не допускала бы никакого дробления.
Дробление не может остановиться нигде и никогда, так что оно вовсе не приводит
к какой-нибудь неподвижной, хотя и очень малой субстанции; но бесконечно малое
скорее есть процесс бесконечного дробления, поскольку между двумя
точками на прямой, как бы они ни были близки одна к другой, всегда можно себе
представить еще третью точку.
Таким образом, по самому существу своему идея вещи является
не чем иным, как принципом вечного дробления или, вообще говоря, вечного
изменения самой же вещи. Также необходимо сказать, что живая идея вещей должна
быть принципом их становления и реальным законом их возникновения. Если
мы знаем, что такое сама вещь, то есть в чем заключается ее сущность и ее идея,
то мы сможем судить и о том, как изменяется данная вещь и какой она является в
данный момент своего существования. Но если мы не знаем, что такое сама идея
вещи, то мы не знаем ни того, что такое сама вещь, ни того, какой она является
в данный момент своего существования. Вот почему идеи нужны для познания текучих
вещей, а текучие вещи — для познания идей. Общего нет без единичного, а
единичного нет без общего. Общее есть закон для появления единичного, а
единичное есть закономерный результат функционирования общности.
Можно сказать, что Евдокс оживил платоновскую идею, поняв ее
как принцип эмпирического существования вещей. Тут же необходимо заметить, что
и Аристотель, укрепил и утвердил принцип вещественного дробления, или
исчерпывания, как необходимый принцип и закон для познания эмпирической
действительности вообще.
Этот принцип лег в основу всей дальнейшей философии
Аристотеля. Итак, Евдокс, как мы видим, сыграл очень важную роль в духовном
развитии Аристотеля, а значит, и в укреплении той философской теории, которая
была принята в Ликее.
Мы не ошибемся, если скажем, что вся философия Аристотеля,—
а она приняла окончательный вид именно в ликейский период,— есть не что иное,
как славословие разуму и
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.257
разумной жизни. Для подтверждения этого можно было бы
привести из Аристотеля множество разнообразных цитат, но мы здесь ограничимся
указанием на «Никомахову этику», «Евдемову этику» и «Большую этику».
1) Тщательный историзм и систематика научно-философского
исследования. Нас поражает у Аристотеля огромная тщательность изучения
историко-философских материалов, прежде чем он даст какую-нибудь свою более или
менее окончательную формулу изучаемой им проблемы. Уже самое начало
«Метафизики» содержит обильные материалы из истории философии с их критическим
разбором, и лишь после этого Аристотель решается заговорить о своей «первой
философии». Он упоминает таких философов, как Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор,
Ксенофан, Эмпедокл, Парменид, Мелисс, Диоген Аполлонийский, пифагорейцы,
Левкипп, Демокрит Сократ, Платон и др. В «Этике Никомаховой» Аристотель находит
нужным сначала изучить мнения своих предшественников о государственном
устройстве, а потом только уже самому говорить об этом. В «Риторике» читаем,
что «давно существующее кажется до некоторой степени близким к природному» и
что «истинным представляется то, что всегда имеет одинаковый вид». Значит,
изучать факты прошлого естественно для философа, а общность мнений у
предшественников, или то, что Аристотель называет «одинаковым видом»,
подтверждает и укрепляет путь к нахождению истины. Вот почему необходимо
предварительно изучить каждый вопрос в его историческом развитии. В «Топике»,
например, подробно говорится о необходимости изучать не только свои предметы
исследования, но и противоположные им. А это означает, что нужно изучать мнения
прежних философов, которые не совпадают друг с другом, то есть достижение
истины идет уже не от общности мнений, а через преодоление противоположных
мнений.
Итак, Аристотель обучал в Ликее философии, во-первых, строго
исторически, а во-вторых, строго систематически. И тот и другой способ познания
философии необходим потому, что «не однажды и не дважды, но бесконечно возвращаются
к нам одни и те же мнения».
В-третьих, ясно, что Аристотель требует также и весьма
спокойного и методически выдержанного отношения к философии. Во фрагменте 27 мы
читаем сообщение из одной биографии Аристотеля (автор ее неизвестен) о том, что
он был очень умерен нравом. Здесь же
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.258
приводятся слова самого Аристотеля из его трактата
«Категории» о том, что нельзя делать высказывание опрометчиво, а только после
многократного рассмотрения, и что недоумение не всегда бывает вредно. В
сочинении «О благе» Аристотель пишет, что не только в счастии надо помнить, что
ты всего лишь человек, но и при построении доказательств, которые не сразу
принимают безошибочный вид.
2) Становление присуще не только внеразумному бытию, но и
самому разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду
своей всеохватной общности. Любопытно отметить также и то, что в своем
отношении к философии Аристотель (а значит, и его школа) удивительным образом
умел совмещать практически-эмпирические исследования и спокойное, невозмутимое
и блаженное состояние чистого разума. Аристотель говорил, что как конь рожден
для бега, бык для пахоты и собака для поисков, так человек рожден для двух
вещей — для умопостижения и действия, «как некий смертный бог».
С одной стороны, практическая жизнь, по Аристотелю,
прекраснее всего. «Не соответствует истине превозносить бездеятельность над
деятельностью, так как счастье предполагает именно деятельность, причем деятельность
справедливых и скромных людей заключает в своей конечной цели много
прекрасного»; «блаженство состоит в известного рода деятельности, сообразной с
добродетелью». С другой стороны, разум рисуется у Аристотеля как нечто такое,
что является и самым общим, и самым необходимым, и самым практическим, и самым
блаженным. Глубокое и удивительное впечатление производит рассуждение, которое
мы сейчас приведем из «Этики Никомаховой»: «Так как наука состоит в схватывании
общего и того, что существует по необходимости, и так как все доказательное и
наука имеет принципы (ибо наука ведь разумное нечто), то очевидно, что
относительно (высшего) принципа знания не может быть ни науки, ни искусства, ни
практичности, ибо всякое научное знание требует доказательств, а другие
приобретенные свойства (то есть искусство и практичность) касаются того, что
изменчиво. Но и мудрость не может касаться высших принципов, ибо мудрому
свойственно доказывать некоторые вещи. Если же наука, практичность, мудрость и
разум суть те средства, которыми мы достигаем истины и благодаря которым
никогда не ошибаемся относи-
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.259
тельно того, что необходимо и изменчиво, и если к трем из
этих средств нельзя отнести принципы (эти три я называю: практичность, мудрость
и науку), то остается только отнести их к разуму» [2].
Это аристотелевское совмещение практики, созерцания,
общности, необходимости, справедливости, мудрости и блаженства, повторяем еще
раз, способно вызвать в нас только глубочайшее удивление и небывалую
благородную настроенность. «Если блаженство есть деятельность, сообразная с
добродетелью, то, конечно, сообразная с важнейшей добродетелью, а эта присуща
лучшей (части души) . Будь то разум или иное что, естественно правящее по
природе нами и ведущее нас, и разумеющее прекрасное и божественное,— потому ли,
что оно само божественной природы, или же самое богоподобное, что в нас есть;
во всяком случае, деятельность этой части, сообразная с ее добродетелью, и
будет составлять совершенное блаженство» .
3) Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума. Античная
философия обычно противопоставляла разум и ощущения. Ощущения и переживания
изображались как нечто подвижное, разум,— наоборот, как нечто неподвижное. В
ощущении всегда выделялся принцип изменчивости, становления, благодаря которым
ощущения доставляют человеку удовольствие. А разум напоминал какую-то
неподвижную глыбу, так что ни о каком блаженстве, свойственном этой глыбе, не
могло быть и разговора. Это широко распространенное и за пределами античности
мнение совершенно не применимо к Аристотелю и его философским теориям, пусть
даже самым абстрактным. Ниже приведем текст, который в корне разрушает
противопоставление двух начал и который находит в разуме и становление, и
жизнь, и наслаждение. И тут-то как раз и нужно искать специфику ликейского
отношения к философии разума. В «Этике Никомаховой» Аристотель приводит разные
мнения относительно того, что же такое наслаждение, испытываемое человеком, и
как оно, будучи связано с чувственными ощущениями, соотносится с благом. Здесь
читаем: (В пользу) мнения, что наслаждение не есть благо, говорит то, что
всякое наслаждение принадлежит развитию чувственной природы, а развитие не
имеет никакого родства с конечными целями, как, например, постройка дома никоим
образом не есть дом. Сверх того, благоразумный избегает наслаждений, а
рассудительный стремится к отсутствию
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.260
страданий, а не к наслаждению. Далее, наслаждения служат
помехою рассудку, и это тем сильнее, чем они сильнее, например, наслаждения
любви,— ибо никто не способен думать о чем-либо в припадке любви. Далее, в
наслаждении нет искусства, хотя всякое благо есть дело искусства; наконец, дети
и животные стремятся к наслаждению. В пользу мнения, что не все наслаждения
хороши, говорят постыдные, всеми порицаемые и даже вредные наслаждения, ибо
некоторые из них влекут за собой болезни; наконец (в пользу мнения), что
наслаждение не есть высшее благо, приводят, что оно не есть конечная цель, а
развитие» 24. Итак, оказывается, что, несмотря на разницу во
мнениях, относят ли наслаждения к благу или нет, несомненно одно — это нечто
текучее, преходящее, воспринимаемое только в развитии, как и естественно для
ощущений и переживаний, а не для разума, лишенного всякой изменчивости, а
значит, и лишенного наслаждения.
4) Положительное учение Аристотеля о тождестве разума,
блаженства и наслаждения. Ни одно из подобных воззрений не устраивает
Аристотеля. Высшее благо и высший разум для него — не мертвая и неподвижная
глыба, по сравнению с которой только чувственные переживания и были бы
наслаждением. Нет, в абстрактных конструкциях разума есть своя сладость; и чем
более глубоко, чем более микроскопично исследование разума, тем больше человек
достигает блага и тем усладительнее, тем блаженнее это благо. Поэтому
созерцательное переживание всех этих разумных и рассудочных форм дает надежду и
на их общее рассмотрение, и вся эта практика научной детализации предмета не
исключает созерцательного к нему отношения, а наоборот, чистое созерцание как
раз и является блаженным охватом всех деталей, но уже лишенным всякого
беспокойства и распознавательной суеты. Поэтому в другом месте «Этики
Никомаховой» Аристотель делает следующий замечательный вывод: «...к блаженству
должно быть примешано наслаждение, а по общему признанию, созерцание истины
есть самая приятная из всех деятельностей, сообразных с добродетелью.
Действительно, философия доставляет удивительные по чистоте и силе наслаждения,
и естественно, что знающие приятнее проводят время, чем стремящиеся». И это
вполне понятно, так как знание идей прекрасно. Ведь недаром Аристотель пишет:
«...влечение вызывается тем, что кажется прекрасным, а высшим
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.261
предметом желания выступает то, что на самом деле
прекрасно».
5) Всякая философия есть красота. Итак, ликейская
философия утверждает наивысшую абстракцию разума, видит таящуюся в нем некую
блаженную сладость, причем созерцание разумом высших отвлеченных идей не
исключает практики конкретных детально и тщательно проводимых исследований, а,
наоборот, является их блаженным завершением и обобщением. А как известно,
блаженный уже ни в чем не нуждается, его состояние превыше всяких житейских
благ и зол. Ликейская философия учит человека стремиться к высшему благу, или,
что то же, к вечному разуму, которые суть причина всего самого лучшего. И
Аристотель, вступая в спор с философами пифагорейцами и платониками, пишет:
«Если- кто, напротив, полагает, как это делают пифагорейцы и Спевсипп, что
самое лучшее находится не в начале, так как исходные начала растений и животных
— это хотя и причины, но красота и законченность — лишь в том, что получается
из них,— мнение таких людей нельзя считать правильным. Ведь семя получается от
других более ранних существ, обладающих законченностью, и первым является не
семя, но законченное существо»25.
Высшее благо, являясь истоком всего, законченно, прекрасно и
совершенно. Поэтому ликейское понимание философии нисколько не смущается
наличием зла или безобразия, так как злу всегда противопоставлено высшее благо,
прекрасное и разумное. Как мы увидим из дальнейшей биографии Аристотеля, все
драматические сложности его жизни не будут препятствовать его мудрости, не
помешают его бесконечной терпеливости, трудолюбию и вере в победу разума.
Аристотель убежден, что истина добывается путем больших индивидуальных усилий.
Но философ прекрасно понимает, что есть и другой путь нахождения истины — в
совместных изысканиях и сотрудничестве. Об этом читаем у Аристотеля не раз, и
прежде всего в трактатах «О софистических опровержениях» и в «Топике».
Одним словом, всякое знание, по Аристотелю, прекрасно.
Всякая философия есть истинная красота, которой нужно всегда отдаваться
целиком, и притом бесконечно, терпеливо, трудолюбиво, безмятежно, с упованием
на возможность достижения истины и красоты и, наконец, без всяких
фантастических преувеличений, строго
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.262
разделяя доступное для человека и недоступное. Вот что
читаем мы в трактате «О частях животных».
«Из природных существ одни не рождены и не погибнут в вечные
времена, другие причастны возникновению и гибели. Выходит, однако, что об этих
ценных и божественных существах нам присуща гораздо меньшая степень знания (ибо
то, исходя из чего мы могли исследовать их, и то, что мы жаждем узнать о них,
чрезвычайно мало известно нам из непосредственного ощущения), а относительно
преходящих вещей — животных и растений — мы имеем большую возможность знать,
потому что мы вырастаем с ними; ведь многое из присущего каждому роду может
узнать тот, кто достаточно потрудится. Но и то, и другое исследование имеет
свою прелесть. Первое, хотя бы мы коснулись его даже в малой степени, уже по
ценности познавания приятнее всего окружающего нас, подобно тому, как увидеть
любую, хотя бы малую, часть любимых предметов для нас приятнее, чем видеть во
всех подробностях множество других больших. Другое же вследствие лучшего и
большего познавания имеет преимущество научного знания; кроме того, вследствие
большей близости к нам и природного родства с нами оно дает нам нечто взамен
философии о божественном » [3].
6) Всякая наука есть кропотливо-точное исследование
жизни. Последователи Аристотеля всегда отличались и даже гордились строгой
научностью своей мысли. Эти претензии перипатетиков были не очень признаны в
античности. Многих тогда смущала да и смущает еще и теперь необычайная
кропотливость и словно какая-то микроскопичность исследовательского мышления у
этих философов, их всегдашняя любовь к разного рода мельчайшим изысканиям и
копанию в мелочах, что представляется образцом какой-то схоластики и
казуистики. Это, однако, совсем не так.
Аристотель и его школа всегда любили изучать жизнь как в ее
истоках, так и в ее внешнем оформлении. Но всякая жизнь — а космос
представлялся им универсальной жизнью — всегда была для Аристотеля прекрасна. В
том же месте вышеуказанного трактата мы читаем еще и такие слова: «Не следует
ребячески пренебрегать изучением незначительных животных, ибо в каждом
произведении природы найдется нечто, достойное удивления; ...надо и к
исследованию животных подходить без всякого отвращения, так как во всех них
содержится нечто
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.263
природное и прекрасное. Ибо не случайность, но
целесообразность присутствует во всех произведениях природы и притом в
наивысшей степени, а ради какой цели они существуют или возникли — относится к
области прекрасного».
Приведем некоторые примеры того, как Аристотель при всей
обобщающей силе своего ума бесконечно интересуется разного рода мелочами,
деталями и фактами, которые иной раз имеют отношение к обобщающим построениям
его философии, а иной раз и не имеют к ним никакого отношения, а просто
интересны для Аристотеля сами по себе. Аристотель здесь не только не боится
разбрасываться в своих наблюдениях и описаниях, но даже прямо-таки любит именно
разбрасываться и уходить в бесконечные детали даже малосущественных для него
предметов.
Так, объясняя, как должно строиться домашнее хозяйство,
Аристотель пишет, что дом складывается из четырех отношений — отца к детям,
мужа к жене, хозяина к слугам, доходов к расходам, чтобы ни расходы не были
больше доходов, потому что это распущенность, ни доходы не были выше расходов,
потому что это скупость и неблагородство.
Казалось бы, семейные интересы весьма далеки от тщательных и
подробных занятий историей риторики. Но энциклопедический ум Аристотеля сразу интересуется
и семейными вопросами и историей риторики. Согласно сообщению Цицерона,
Аристотель собрал, сопоставил и объединил всех старых писателей по
риторическому искусству, начиная с Тисия. Предписания каждого из них он
поименно записал с великой тщательностью, разъяснил трудности и старательно
истолковал. При этом он настолько превзошел самих этих первых основателей
риторики красотой и краткостью речи, что никто уже не захотел знакомиться с их
предписаниями из их собственных книг, но все желающие понять, к чему в
действительности сводятся их советы, обращались к книге Аристотеля как гораздо
более удобному объяснению.
Но если Аристотель так подробно входил в исторические
вопросы риторики, то неудивительно, что, занимаясь Гомером, он стремится разрешить
некоторые противоречия, возникающие при чтении текста его поэм. Почему Гомер в
«Одиссее» говорит, что голова страшного чудовища Горгоны — находится в Аиде,
если «Илиада» гласит, что Афина носит голову Горгоны на своем щите?
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А.
Платон. Аристотель — М., Мол. гвардия,
1993 — с.264